Несмотря на новые технологии, например, спутниковую съемку, рутинный сбор фундаментальных данных о физических, биологических и химических характеристиках океанов Земли остается довольно сложной задачей, пишет Институт исследования пустынь (США). Новый подход предполагает участие «широких слоев населения» в получении данных об океане, при помощи небольших кораблей на наиболее активно используемых маршрутах. Он описан в публикации в журнале PLOS Biology.

Полученные таким образом данные значительно повысят точность климатических моделей, предсказаний погоды и даже помогут в поиске и спасении пострадавших от крушений самолетов за счет изучения наиболее вероятных траекторий осколков. «Океан слишком велик для любого судна, отбирающего пробы, вне зависимости от его возможностей, — говорит соавтор работы Йозеф Гржимский (Joseph Grzymski), профессор вычислительной биологии и микробиологии Института исследования пустыни в Неваде. — Максимизация числа наблюдателей, а не их возможностей, требует совсем другого подхода к выбору кораблей, персонала, инструментария и ведению протокола».

Гржимский, ведущий ученый экспедиции «Индиго V» по Индийскому океану (пилотное исследование в 2013, проведенное с целью проверки «гражданского океанографического подхода» на пути от Кейптауна до Пхукета), объяснил, что наблюдение за окружающей средой — часть ежедневной жизни на борту яхты. Наблюдать, а также использовать новые простые и надежные технологии отбора образцов бактериопланктона, являющегося основой питательных циклов и пищевых сетей океана, могут моряки, чей естественный и профессиональный интерес к океану делает их идеальными «гражданскими учеными».

Команда «Индиго V» провела четыре месяца, разрабатывая и тестируя новые инструменты, адаптированные для гражданских ученых и обычных круизных яхт. Во всех морях, кроме самых бурных, команда смогла описать популяции поверхностного бактериопланктона и сделать основные измерения физических и химических характеристик океана. Позднее из собранных командой образцов удалось выделить ДНК и РНК.

«Проект демонстрирует, что с простыми инструментами и базовым обучением моряки могут брать пробы и собирать полезные данные в широком диапазоне вод, составляя крупнейшую на данный момент сеть океанографического мониторинга, — рассказал Федерико Лауро (Federico Lauro), директор эксперимента «Индиго V», — более того, используя лишь энергию ветра, мы показали, что все четырехмесячное путешествие по стоимости эквивалентно одному дню плавания на научно-исследовательском океанографическом судне».

Океанография на протяжении долгого времени была чрезмерно дорогой дисциплиной. Авторы надеются, что их подход поможет обойти это препятствие и поможет заинтересовать больше людей проблемами океана.