Ольга Смирнова. Фото Анастасии Тамаровской / ФИЦ КНЦ СО РАН

Красноярские ученые оценили иммунный ответ у пациентов с разными типами хронического гастрита на бактерию Helicobacter pylori, вызывающую эту болезнь. Антитела иммуноглобулины группы G имели особое значение как ответ на хеликобактерную инфекцию. По увеличению или уменьшению концентрации этих антител в плазме крови пациентов можно следить за течением болезни. Иммуноглобулины группы G можно использовать в качестве высокоточного, простого и неинвазивного метода мониторинга инфекции и состояния пациента. Результаты исследования опубликованы в журнале Biomedicines.

Гастрит — распространенное воспаление слизистой оболочки желудка. Оно нарушает работу желудка и ухудшает поступление в организм необходимых веществ. Это может отразиться на работе других органов и значительно ухудшить качество жизни человека. Одна из основных причин развития хронической формы гастрита — бактерия Helicobacter pylori, живущая в желудке. С ней связывают более 80% случаев гастрита. Отслеживать развитие этой инфекции можно при помощи специфичных антител, однако нет точных значений этих показателей при различных формах хронического гастрита.

Ученые ФИЦ «Красноярский центр СО РАН» оценили реакции антител в отношении бактерии H. pylori в плазме крови пациентов с различными вариантами хронического гастрита. Они обнаружили изменения в иммунном ответе пациентов на хеликобактерную инфекцию, по которым можно следить за течением болезни.

Helicobacter pylori представляет собой палочку, вызывающую воспаление слизистой оболочки желудка, на которой скапливаются лейкоциты, макрофаги и лимфоциты. Спусковым крючком инфицирования является, на удивление, иммунопатологический ответ человека. Он не устраняет бактериальную инфекцию, а наоборот, не только позволяет возбудителю сохраняться, но и делает «хозяина» восприимчивым к осложнениям, возникающим в результате хронического воспаления. Окислительный стресс, вызванный этой бактерией, может приводить к разрушению ДНК, а сама она может быть непосредственной причиной опухолевых образований слизистой оболочки желудка, с последующим образованием аденокарциномы желудка. Кроме того, у некоторых людей с хроническим гастритом бактерия H. pylori вызывает усиленный аллергический иммунный ответ.

Исследователи изучили особенности иммунного ответа организма у 124 пациентов на H. pylori при различных формах хронического гастрита. Специалисты обнаружили, что некоторые антитела доминировали в образцах плазмы крови как ответ на инфекцию. Например, у пациентов с обычным хроническим гастритом и хроническим гастритом атрофического типа была повышена концентрация иммуноглобулинов класса G. Появление таких антител может указывать на обширную иммунореакцию, вызванную инфекцией H. pylori. При этом у пациентов с аллергическим хроническим гастритом, наоборот, отмечалось уменьшение иммуноглобулинов, но при этом исследователи обнаружили увеличение количества соединений, образующихся после окисления жиров, а также снижение активности всех ферментов. Специалисты отмечают, что это говорит о неполноценной работе иммунитета и даже о возможности иммунодефицитного состояния. Снижение иммунного ответа приводит к активации инфекции H. pylori, которая вызывает ухудшение состояния пациента и развитие болезни. Таким образом, иммуноглобулины класса G можно использовать как высокоточный, простой и неинвазивный метод мониторинга статуса инфекции H. pylori.

«Первоначально мы оценили статистическую вероятность инфицирования H. pylori при различных формах хронического гастрита. Наличие хеликобактерной инфекции было подтверждено при всех рассмотренных типах хронического гастрита не менее чем у 80% пациентов. Наличие этой бактерии у пациентов с аллергическим хроническим гастритом выявлялось более чем в 90% случаев. Инфицирование H. pylori может быть ключевым фактором возникновения и развития хронического гастрита, поскольку она является патогенной бактерией, способной прикрепляться к слизистой оболочке желудка и провоцировать хронические воспалительные процессы. Таким образом, начало и дальнейшее прогрессирование хронического гастрита связаны с этой инфекцией. Поэтому для уменьшения рисков необходимо ликвидировать иммунное воспаление, которое уменьшится после лечения бактерии H. pylori», — рассказала доктор медицинских наук, профессор, заведующая лабораторией Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера Ольга Смирнова.

Источник информации и фото: Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»