Космическая «корова» может оказаться странной сверхновой

Космическая «корова», возможно, была умирающей звездой, которая перед тем, как взорваться, сбросила свою кожу, как змея, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Astrophysical Journal Letters.

Недавно опубликованные наблюдения подтверждают идею о том, что взрыв произошел в плотной среде с сильными магнитными полями, сообщают астроном Куюн Хуанг и его коллеги.

Эти новые измерения «таинственного переходного процесса... обеспечивают один из сильных намеков на его природу», говорит Хуанг из Христианского университета Чунг Юань в городе Таоюань (Тайвань).

«Корова» появилась в июне 2018 года в виде кратковременного всплеска света в галактике, расположенной на расстоянии около 200 миллионов световых лет, и астрономы не знали, как к этому отнестись. Начальное свечение вспыхнуло быстрее и казалось в 10 раз ярче, чем обычная сверхновая – это был сильный взрыв, отмечающий смерть массивной звезды.

Последующие наблюдения за «коровой», которая получила свое прозвище от случайно назначенного имени «AT2018cow», определили две основные теории того, чем она может быть: странной разновидностью сверхновой звезды или экзотической звездой, изрезанной черной дырой. Но ни одна теория не может объяснить все странные черты «коровы».

Астроном Анна Хо из Калифорнийского технологического института и ее коллеги опубликовали в апреле работу на arXiv.org, которая анализировала свет от «коровы» в диапазоне длин волн от коротких гамма-лучей до длинных радиоволн. Эта работа предполагала, что свет искажался в пути. Поэтому, если «корова» является сверхновой, она, должно быть, взорвалась в очень плотной среде, которая подавила часть света, исходящего от умирающей звезды. Но чтобы прийти к такому выводу, команда должна была упростить предположения о том, как высвобождалась энергия взрыва.

Теперь Хуанг и его коллеги опубликовали новые наблюдения радиоволн, которые подтверждают выводы команды Хо, не полагаясь на эти предположения. В июне - июле 2018 года группа Хуанга использовала Большой миллиметровый субмиллиметровый массив Atacama в Чили, чтобы посмотреть, как свет «коровы» был поляризован - измерение предпочтительного направления света. Представьте себе, что вы держите скакалку: если вы взмахнете рукой вверх и вниз, скакалка примет форму волны вверх-вниз. Колебание слева направо даст веревке движения волны из стороны в сторону.

Хо объясняет, что радиоволны, излучаемые в обломках сверхновой, должны делать то же самое. Но если волны проходят через среду, заполненную газом, заряженными частицами и магнитными полями, предпочтительное направление волн можно вращаться или смазываться. «…это может выглядеть как размытый беспорядок», - говорит Хо.

Хуанг и его коллеги заметили, что радиоволны практически не имели поляризации к тому времени, когда достигли Земли, что говорит о том, что волны распространялись в плотной и турбулентной среде.

Хо говорит, что эта среда, вероятно, произошла от самой «коровы». Ближе к концу жизни звезды она начала терять внешние слои газа, подобно змее, сбрасывающей ее кожу. Эти выброшенные слои были все еще рядом, когда звезда, наконец, исчерпала топливо и взорвалась, поэтому свет и материал от взрыва пробили обломки от смертельных ударов звезды.

«Это может быть обычным делом звезд», - говорит Хо. Она и ее коллеги наблюдали еще один звездный взрыв в сентябре, SN2018gep, который впервые оказался похожим на «корову». В итоге она выглядела как обычная сверхновая, с обычной скоростью и яркостью - но та, которая также была окружена плотными слоями, которые звезда сбросила до своей смерти.

Новые наблюдения поляризации, проведенные командой Хуанга, не дают окончательных выводов об идентичности «коровы» - требуется больше исследований на эту тему.

звезда космос магнитные поля сверхновая