Корабли и женщины

19 марта  День моряка-подводника. В России эту профессию ассоциируют только с мужчинами, в зарубежных же странах встречаются исключения. 

А почему 19? 

День моряка-подводника не так давно появился в календаре. 15 июня 1996 года Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ № 253. С этого момента число «19» в первом весеннем месяце в некоторых календарях часто стало обозначаться красным цветом – важная дата. 

Иван Бубнов,  инженер и математик

Иван Бубнов,  инженер и математик

И не случайно именно на этом дне остановили выбор. 19 марта 1906 император Николай II ввел в состав военно-морского флота подводные лодки – новый класс боевых кораблей. С этого момента история подводного флота начала свое бурное развитие: в этом же году количество таких судов увеличилось до 10. Россия стала первой мировой державой с подводным флотом. Вскоре его испытали в военных действиях. 

В 1912 году появилась целая программа по созданию новых боевых единиц – «Барс». Их конструктором стал инженер и математик Иван Бубнов. Под его руководством на заводе «Ноблесснер» в Ревеле (ныне – Таллин) и на петербургском Балтийском заводе началось производство лодок. 

Габариты, конечно, несколько отличались от нынешних. Их водоизмещение было 650 т (надводное) и 780 т (подводное). Предельная глубина погружения – 100 метров, а численность экипажа – 34 человека. Такие подводные лодки испытали в Первую мировую войну для разведки и прикрытия минно-заградительных действий надводного флота. 

В дальнейшем подводных единиц становилось все больше. К началу Великой Отечественной войны в составе 4 флотов СССР насчитывалось уже не 10, а 212 единиц. А после начала атомной эры мощь возросла во много раз. Субмарины обзавелись новыми силовыми установками, а на их борту появилось ядерное оружие.

Сейчас российский флот – один из крупнейших в мире. Он обладает огромным боевым потенциалом. В его составе и дизельные субмарины, и атомные многоцелевые подлодки, а также ракетные подводные крейсеры и субмарины специального назначения. 

Девушки на флоте

Служба на флоте, а в особенности на подводных лодках –  непростая миссия. Для этого нужна физическая подготовка и нужный моральный настрой – ведь не каждый отважится погрузиться на дно океана, где почти нет ни солнечных лучей, ни привычной окружения. 

Женщины ВМС США

Женщины ВМС США

Большинство стран не допускали женщин к участию в этом. Но в последнее время произошли изменения. Так, все больше стран создают смешанные экипажи, членами которых становятся женщины. 

Например, в 2018 году впервые в истории военно-морских сил Франции женщины вошли в состав экипажа атомной подложки Le Vigilant. Для этого они прошли подготовку длиной в два года, доказав свою профпригодность. До Франции были и другие страны, которые допустили женщин к службе на подводные лодки – США, Великобритания и Италия.

В Америке это случилось еще в 2010 году. Перед этим был проведен опрос, по результатам которого стало ясно – около двух десятков женщин желают обучаться на специальном курсе морской Академии. Важно, что подводником в ВМС США можно стать только добровольно. И, разумеется, соответствуя строгим требованиям. 

Другая причина, по которой американское руководство разрешило женщинам служить на подводном флоте – нехватка мужчин. Выпускников Военно-морской академии становится недостаточно для службы на подводном флоте. 

И несмотря на то, что в России пока нет такой практики, в 2020 году появился первый в истории надводный женский экипаж.

В профессии сообща

Проект по созданию первого женского экипажа патрульного катера начался весной 2020 года. На тот момент на Черноморском флоте было достаточно девушек, но все они работали связистами, медиками и т.д. И тогда руководство решилось на эксперимент – создать из женщин самостоятельную флотскую боевую единицу.

Командир катера П-834 ефрейтор Анна Брикез, старший моторист ефрейтор Ольга Чулкова и рулевой-сигнальщик матрос Юлия Курочкина 

Командир катера П-834 ефрейтор Анна Брикез, старший моторист ефрейтор Ольга Чулкова и рулевой-сигнальщик матрос Юлия Курочкина 

Фото: Сергей Мальгавко

Отбор был строгим. Его прошли трое: Анна Брикез, Юлия Курочкина и Ольга Чулкова. Им пришлось освоить базовые основы кораблевождения и навигационной безопасности плавания.  

Командовать катером стала Анна Брикез. Задача старшего моториста ефрейтора Ольги Чулковой – контроль машинного отделения. А рулевой-сигнальщик матрос Юлия Курочкина вела наблюдение за надводной обстановкой и навигацией. Важность и сложность их службы – это то, что в экипаже всего три человека, и каждый из них должен заменить нескольких специалистов. Другая сложность, что физических сил у девушек меньше, чем у парней. Поэтому, например, закрыть люк на носу катера перед началом движения в одиночку не получится. Но это не преграда – вместе им по плечу все морские испытания. 

Вот, что на этот счет говорит Александр Чирков, рулевой-сигнальщик катера, наставник девушек:

«Так что будем ломать стереотипы! Кто сказал, что женщины на корабле — к несчастью? Может, это и было раньше, на парусном флоте, но времена меняются. Наши девушки точно будут к счастью».