Доцент философского факультета НГУ (Новосибирск) Олег Трубицын предложил интересную точку зрения на общий сюжет фильмов популярной серии «Звездные войны». Напряженность сюжета, по мнению ученого, вызвана конфликтом двух типов сообщества — сетевого и иерархического, пишет пресс-служба вуза.

Члены сетевого общества отличаются большой самостоятельностью и инициативностью. В таком обществе устанавливается слабая иерархичность социальных групп, а взаимодействие строится на горизонтальных связях и личных отношениях, поэтому большую роль играет доверие между людьми, солидарность и сплоченность. Лидером становятся способные люди с большими личными заслугами. Для членов сетевого сообщества важна информационная открытость. К обществу этого типа философ Олег Трубицын относит антиимперское движение повстанцев и отчасти Орден Джедаев эпохи Республики.

«Основанная Императором и Дартом Вейдером Галактическая Империя, в свою очередь, представляет собой реализацию концепта иерархического, то есть жестко структурированного общества, управление которым предельно централизовано» — сказал Трубицын. Управление построено на жестком подчинении низших уровней управленческого аппарата высшим. Благодаря такой жесткой иерархии Империя оказалась сильнее Галактической республики. В Империи Император лично гарантирует стабильность и порядок, опираясь на военную силу. «Информированность и компетенция в такой структуре повышаются вместе с уровнем», отмечает Трубицын. Существенным недостатком иерархического общества становится страх, который скрепляет сообщество. В обмен на стабильность и безопасность члены сообщества отказываются от других ценностей. И, кстати, как показывают нам те же фильмы, не получают ни того, ни другого.

В сериале «Звездные войны» Империя, которая представлена как силы зла, в итоге побеждает Галактическую республику (силы добра), неспособную приобретать жесткую структуру управления. Орден Джедаев тоже оказывается «неспособен к единым, оперативным и решительным действиям», что приводит к его уничтожению.

Однако проблемы Империи после победы только начинаются. Как отмечает Олег Трубицын, иерархическая модель управления, доведенная до предела, становится тормозом на пути развития, делает сообщество нежизнеспособным, ведь оно не может быстро перестроится и измениться. А сетевое сообщество может. Обладая низкой стабильность, сетевое сообщество порождает различные сообщества внутри себя. Так появляется повстанческое движение, которое представляет собой гибкую «сеть сопротивления», узлы которой крайне трудно найти и уничтожить. Участники сопротивления обладают более высокой мотивацией к действиям, чем имперцы, за исключением разве что самого Императора и Дарта Вейдера. Повстанцы ценят дружбу, свободу, патриотизм и умеют подключать союзников из числа нейтральных к конфликту сообществ, как это случилось в VI эпизоде («Возвращение джедая») с расой эвоков с планеты Эндор.

«Победа повстанцев над Империей в каком-то смысле означает победу хаоса (вдохновленного идеей свободы, но все же хаоса) над порядком (тоталитарным, но порядком), после чего все начинается сначала (VII Эпизода «Пробуждение Силы»). Авторы фильма явно склонны к манихейству: силы добра («повстанцы-свобода») всегда противостоят силам зла («Империя-рабство»). Это одновременно хорошо отражает американскую мифологию и идеологию и прекрасно вписывается в каноны масскульта», — цитирует пресс-служба философа.

Напомним, что последний, седьмой, эпизод саги «Звездные войны» — «Пробуждение силы» вышел на экраны в конце 2015 года. Он стал самым кассовым фильмом года и третьим по сборам за всю историю кинематографа, уступив только «Аватару» и «Титанику». Фигурирующие в сериале герои и объекты не раз служили метафорами для описания научных разработок. Смотри, к примеру, «Как выглядит стрельба из лазерного бластера», «Хаббл прислал фото звезды, “держащей световой меч”» и «Световые мечи джедаев могут стать реальностью».