Неврологи до сих пор не могут сказать с определенностью, в какой точно момент мозг можно считать «совершеннолетним». Больше того, разные части мозга созревают в разное время. Между тем, этот вопрос имеет и конкретно-юридическое значение. Психолог из Гарварда (США) Леа Сомервилль (Leah Somerville) высказала мнение на страницах журнала Neuron, что определить неврологическими методами, когда именно мозг достигает взрослого состояния, оказывается сложнее, чем кажется.
Сначала нужно решить, что считать взрослым. «В последние 10-15 лет ученые показали, что мозг постоянно взрослеет, — данные настолько убедительны, что политики и даже верховный суд США используют их в ходе процессов. Неврологи не слишком заботятся о том, чтобы точно определить возраст взросления, потому что на этом пути много проблем. Но политика втягивает нас в разговор об этом, поднимая общественно важный вопрос — как мы можем детально изучить процесс взросления мозга», — сказала Сомервилль.
Сомервилль приводит результаты исследования, которое показало, что структура мозга подростка и взрослого различна. Она включает сокращение серого вещества и увеличение белого. А вот время созревания мозга не точно не известно. Кроме того, есть индивидуальные различия в развитии разных отделов мозга. Обширное исследование показало, что некоторые отделы мозга не стабилизируются еще и к 30 годам.
Пластичность мозга, то есть его способность взаимодействовать с окружением, добавлять новые связи и выращивать новые нейроны постоянно поддерживает его изменение с течением жизни. По данным объема белого вещества мозга или схемам связей между клетками мозга нельзя эффективно провести четкую черту, которая отделяет взросление от юности. К примеру, ученые установили, что у некоторых в 8 лет измерение показывает большую связность мозга, чем у 25-летних.
«Пытаясь определить по мозгу взрослый человек или подросток, неврологи впадают в задумчивость. Идея о том, что нам можно всю сложность развития мозга описать одной цифрой, кажется очень привлекательной. Да, десятки лет мы находим доказательства того, что подростки ведут себя иначе, чем взрослые, но возраст 18 лет — это не магическое число для биологии», — сказала исследовательница.
Соммервиль входит в рабочую группу экспертов по нейронаукам в центре по законам, мозгу и поведению при главном госпитале Массачусетса. Участники группы хотят поднять дискуссию о том, как развитие мозга поможет установить границу ответственности человека за свои действия, и разработать документы для законотворцев. Центр регулярно проводит мероприятия по теме, в том числе публичные лекции и панельные дискуссии. «Мы хотим объяснить политикам, что идея взрослости сама по себе не может быть статична. Мозг постоянно меняется, но более непонятно, чем большинство подобных процессов в детстве и юности», — сказала автор статьи.