Клонированные родственники овечки Долли неплохо себя чувствуют, разменяв седьмой десяток

Исследование старых клонированных овец в Университете Ноттингем показало, что они практически здоровы.

На днях научный мир отметил 20-летие со дня рождения овечки Долли — первого клонированного крупного животного. И вот новое исследование клонированных овец, в том числе четырех геномных копий Долли, достигших восьмилетнего возраста, опубликовано в журнале Nature Communications.Все клоны здоровы и чувствуют себя хорошо, сообщается в пресс-релизе Университета Ноттингема (Великобритания). Подробнее об исследовании рассказывают его авторы на сайте The Conversation.

Овечку Долли клонировали из замороженной клетки обычной овцы породы «финн дорсет» в 1996 году под руководством профессора Кейт Кэмпбелл (Keith Campbell), ныне покойного. Это была прорывная работа в области биотехнологии, использующая метод терапевтического клонирования (somatic-cell nuclear transfer, или SCNT). Позже Кэмпбелл перешел в Университета Ноттингема, где продолжил работу вместе с профессором Кевном Синклером (Kevin Sinclair).

Несмотря на развитие терапевтического клонирования, эффективность этого метода остается низкой, но несколько групп в мире работают над проблемой. У них есть повод для оптимизма, который связан с лучшим пониманием процессов, лежащих в основе ранних стадий развития млекопитающих. Прогресс в этой области позволит в перспективе использовать метод SCNT для создания стволовых клеток для лечения людей и трансгенных животных, которые будут здоровы, фертильны и продуктивны. Но это дело будущего.

После Долли первый клон родился в университете Ноттингема в 2006 году. Четыре клона овец породы финн дорсет родились в июле 2007 года. Их назвали Дэбби, Дениз, Диана и Дейзи. Эти клоны созданы из той же линии клеток молочной железы, что дала жизнь овечки Долли. Остальные клоны появились из фибробластов плода. Одна клонированная самка овцы породы клин (Lleyn) родилась в августе 2007 года вместе с еще одним клоном. И в июне 2008 года родились еще шесть овцематок клин.

У нового потомства клонов увеличилась продолжительность жизни. Если Долли прожила шесть лет, то другие клоны уже достигли семи и девятилетнего возраста, что по человеческим меркам составляет 60 и 70 лет, соответственно. В 2015 году клонов изучили на предмет ряда заболеваний, свойственных взрослым людям — ожирения, повышенного артериального давления и остеоартрита. Овец тестировали на толерантность к глюкозе и чувствительность к инсулину, проверяли ритм сердца и кровяное давление. Провели полную оценку мускул и скелета. Методом МРТ исследовали суставы. Полученные данные обследования сравнили с данными обычных овец шестилетнего возраста.

Несмотря на преклонный возраст, клонированные овцы, включая четырех сестер Долли, не имеют признаков диабета, высокого давления и клинических проявлений дегенеративных заболеваний суставов. Кроме Дебби, имеющей легкую стадию остеоартрита, ни одна овца не хромает и не требует лечения суставов.

Нужно отметить, что это первое исследование клонированных животных на предмет возрастных неинфекицонных заболеваний. Исходя из этих наблюдений, ученые сделали вывод, что у животных, рожденных методом терапевтического клонирования, не выявлено долгосрочного вреда для здоровья.

генная инженерия клонирование овечка долли терапевтическое клонирование