Первым успешным опытом по клонированию живого организма острословы считают операцию доктора Борменталя и профессора Преображенского по превращению бродячего пса Шарика в человеческую особь по имени Полиграф Полиграфович. Это, конечно, шутка. Теперь о клонировании – серьезно.

1. В каждой шутке есть своя доля правды. Есть и в этой – первые подходы к проблеме клонирования немецкий эмбриолог и будущий Нобелевский лауреат Ханс Шпеман начал нащупывать еще в начале XX века.  Тогда он экспериментировал с земноводными. В 1938 году Шпеман предположил, что существует возможность пересадки ядра одной клетки в безъядерную яйцеклетку. Это и стало теоретической основой последующих экспериментов по клонированию.

2. Что такое клонирование? Биологи понимают под этим словом метод получения нескольких абсолютно одинаковых организмов путем бесполого размножения.

3. Слово одолжили у греков: греческое «клон» означает «веточка», «побег» или «отпрыск». Лет сто назад его употребляли для обозначения группы растений, к примеру, яблонь, которые растили не из семечка. Позже клоном стали называть каждое такое растение, а сам процесс поименовали клонированием.

4. Потом термин перенесли и на размножение живых существ, в точности повторяющих копируемый организм. Постепенно термин вырвался из рамок науки и утвердился в обыденной жизни, в кино, литературе, компьютерных играх, так что клоном сейчас могут назвать даже кандидата-однофамильца на выборах или музыкальную группу-однодневку, слепо копирующую популярный ансамбль.

5. Эксперименты с воспроизведением растений и животных шли весь XX век. В 60-70-х годах профессор  Оксфордского университета Джон Гордон клонировал шпорцевых лягушек. Описывая его опыты ученый и страстный популяризатор науки Джон Бурдон Сандерсон Холдейн одним из первых использовал термин «клон» применительно к  животным.

6. Примерно тогда же китайский исследователь Тун Дичжоу клонировал рыбу – это был один из видов карпа.

7. С млекопитающими все оказалось сложнее, но и тут ученые победили. Первый большой успех постиг исследователей Института Рослина и  биотехнологической компании PPL Therapeutics в Эдинбурге 5 июля 1996 года: после 220 неудачных попыток им удалось получить ягненка без участия половых клеток барана.

8. Овечку Долли создали из замороженной клетки обычной овцы породы финн дорсет. «Мать» Долли, или, если точнее, ее генетический донор умерла за несколько лет до появления клона на свет.

9. Более полугода рождение симпатяги Долли сохранялось в тайне, и лишь в марте 1997 года британский журнал «Nature» взорвал эту информационную бомбу. Удачный эксперимент по клонированию назвали самым мощным прорывом в генетической науке за последние десятилетия и сравнили с расщеплением атома.

10. Клонированная овца Долли прожила нормальную овечью жизнь, познала радость материнства, но заболела артритом, который успешно лечили. Потом к артриту добавилась тяжелая болезнь легких, и овечку усыпили. Нынче на чучело Долли можно полюбоваться в Королевском музее Шотландии.

11. На следующий год  американцы представили клонированного теленка по имени Мистер Джефферсон.

12.  Примерно в это же время ученые из Гавайского университета получили первую клонированную мышку и ожидаемо назвали ее Микки.

13. За мышкой – кошка: кошку рожденную в университете Техаса назвали Копи-Кэт и предъявили публике, как только убедились в том, что та ничем не отличается от домашних кошек, рожденных естественным путем.

14. Генетики-инженеры успешно клонируют свиней и собак и все громче поговаривают о клонировании человека, что вызывает в обществе неоднозначную реакцию.

15. «Называйте меня Гитлером или Франкенштейном, если хотите. Лично я предпочитаю сравнивать себя с Галилеем», – заявил  итальянский ученый Северино Антинори, который вплотную занимается проблемой клонирования человека.

16. Но многие радуются: в США даже создана особое общество «Американцы за клонирование Элвиса Пресли» – фанаты надеются клонировать кумира, используя ДНК из его волос, которые есть у коллекционеров.

17. Научные цели куда серьезнее, чем надежды фанатов: с помощью клонирования можно создавать особей, обладающих нужными свойствами. К примеру, можно изменить один из генов кошки, и тогда кошки перестанут вызывать аллергию.

18. Профессор Иэн Уилмут – тот самый, что клонировал овцу Долли, надеется, что специально выращенные человеческие клетки будут использоваться для тестирования новых лекарств. Пока для этой цели используют обезьян, мышей и свиней.

19. Долгое время надеялись, что по сохранившимся останкам можно будет клонировать вымерших животных, вроде мамонтов. Нынче ученые выяснили, что у ДНК  есть период распада. При обычных условиях примерно за 500 лет распадается половина химических связей между нуклеотидами ДНК.

20. В связи с успехами биологии в области клонирования сформировалась новая фобия – бионализм. Это страх перед клонированными людьми.

Фото: Wikimedia Commons