28 мая 1879 г. родился Милутин Миланкович, сербский математик, астроном, геофизик, инженер и писатель.

Милутин Миланкович (1879-1958)

Источник: Vladimir Bursac

Милутин Миланкович родился в селе Даль, которое в то время еще было частью Австро-Венгерской империи. Успешно окончив школу, а затем и институт, молодой ученый начал заниматься строительными науками. Так, 12 декабря 1904 года он защитил диссертацию «Вклад в теорию кривых давления» (Beitrag zur Theorie der Druckkurven). Его работа помогла оценить форму и свойства кривых давления при приложении постоянного давления, что очень полезно при строительстве мостовидных протезов, куполов и опор. Позже ученый запатентовал новый тип ребристого железобетонного потолка и опубликовал исследование об армированном бетоне «Вклад в теорию усиленных броневых столбов». Всего ученому принадлежит шесть патентов, что помогло ему заработать высокую репутацию в профессии.

Сербский ученый продолжал заниматься гражданским строительством в Вене до 1909 года. Позже, когда его пригласили работать на кафедру прикладной математики в Белградский университет, ученый сосредоточился на фундаментальных исследованиях.

Его академическим интересом была загадка Ледникового периода, которую в своих работах уже пытались разгадать многие представители науки: климатолог Юлиус фон Ханн, астроном Джон Гершель, геолог Луи Агассис. Милутин Миланкович стал искать решение этой глобальной задачи в области сферической геометрии, небесной механики и теоретической физики.

Свою работу он начал в 1912 году, после того как осознал, что «большая часть метеорологии – это не что иное, как собрание бесчисленных эмпирических данных, в основном числовых данных, со следами физики, использованными для объяснения некоторых из них ... Математика применялась еще меньше, не более чем элементарные вычисления ... Продвинутая математика не играла никакой роли в этой науке ...»

Первую работу «Вклад в математическую теорию климата» Миланкович опубликовал в 1912 году, а через год вышла статья «Распределение солнечного излучения на поверхности земли». Он разработал математическую теорию, описывающую климатические зоны Земли. А глобальной целью была целостная, математически точная теория, которая связывает тепловые режимы планет с их движением вокруг Солнца.

В поисках математической модели космического механизма для описания климатической и геологической истории Земли исследователь опубликовал статью «К вопросу об астрономической теории ледниковых периодов». Но космический механизм был непростой задачей, и Миланковичу потребовалось три десятилетия, чтобы разработать астрономическую теорию.

Ученый продолжал свои разработки даже после того, как его арестовали во время Первой мировой войны. Он описал свой первый день в тюрьме, когда он ждал, когда его доставят в Эссегскую крепость как военнопленного:

«Тяжелая железная дверь закрылась за мной ... Я сел на кровать, оглядел комнату и начал осознавать свои новые социальные обстоятельства ... В моей ручной клади, которую я взял с собой, были мои уже напечатанные или только начатые работы по моей космической проблеме; там был даже чистый лист бумаги. Я просмотрел свои работы, взял свою верную чернильную ручку и начал писать и считать ... Когда после полуночи я огляделся в комнате, мне нужно было некоторое время, чтобы понять, где я. Маленькая комната казалась мне местом ночлега во время моего путешествия по Вселенной».

Вкладом Миланковича в мировую науку стали две работы: «Канон Земли. Инсоляция», в которой описан климат планет Солнечной системы, и работа, известная, как «Циклы Миланковича».

Циклы Миланковича

Источник: Wikipedia

Ученый стоял у истоков планетной климатологии, в основе которой вычисления температуры верхних слоев атмосферы Земли и температурных условий на планетах внутренней Солнечной системы. Он продемонстрировал взаимосвязь небесных сил и наук о Земле, а также обеспечил последовательный переход от небесной механики к наукам о Земле и преобразование описательных наук в точные.

Милутин Миланкович стал автором учебников «Небесная механика» (1935) и «История астрономии» (1948), членом Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина». Член Сербской академии наук и искусств (1924).

Фото на странице и на главной странице сайта: Jongsun Lee / Фотобанк Unsplash