Всемирная паутина — самый всеобъемлющий источник информации, который когда-либо был создан человеком. И при этом более чем что бы то ни было она способна отвлекать наше внимание от поставленной задачи. Вы заходите в интернет, чтобы найти ответ на конкретный вопрос, например отыскать рецепт курицы в маринаде, а через полчаса обнаруживаете, что находитесь на странице, совершенно нерелевантной начальному запросу. Похоже, это зависит от объема и особенностей «оперативной памяти индивидуума».

Исследование, проведенное еще в 2009 году, показало, что человек обладает весьма ограниченными способностями к одновременному выполнению двух и более задач. А когда он пытается обойти это ограничение, страдают его мыслительные процессы. Согласно новому исследованию, некоторые люди справляются с многозадачностью в интернете лучше, чем другие. И зависят эти способности это от того, насколько хорошо работает их оперативная память.

Оперативная память человека — это часть мозга, ответственная за хранение и переработку информации, принятие решений и планирование. Также она отвечает за внимание, качество и количество информации, которая хранится и обрабатывается в кратковременной и долговременной памяти. Многие психологи описывают оперативную память как способность сохранять определенное количество информации во время поступления новых данных или задач.

Более ранние исследования уже предполагали, что оперативная память играет важную роль в многозадачности. Так, в одном из них было доказано, что отвлекающие факторы снижали способности людей к выполнению нескольких задач одновременно. Происходит это потому, что наша оперативная память может вмещать ограниченное количество информации в единицу времени, и именно это уменьшает наши способности к многозадачности.

Очередное исследование фокусируется на том, как разные уровни оперативной памяти у разных людей влияют на их поведение в интернете. Ученые измерили оперативную память 30 студентов, используя специальный тест. При выполнении теста студенты должны были запоминать последовательность написанных букв во время решения математических задач. Затем их попросили поискать в интернете информацию на четыре темы по собственному выбору, две из которых им были ранее знакомы, а две нет. Этот момент особенно важен, так как другое исследование показало, что люди, у которых уже было предварительное знание о предмете, учат его гораздо легче.

Оказалось, что участники исследования, обладавшие большей оперативной памятью, переключались между выбранными ими темами и результатами поиска чаще, чем те, у кого оперативная память была меньшей. Большая оперативная память давала студентам возможность использовать разные стратегии для поиска нужной информации и разделять внимание между разными задачами.

Люди с большой оперативной памятью также сообщали, что они могли сопоставлять уже существующие и новые знания, разные темы и легче справлялись с отвлекающими факторами. Также они эффективнее применяли разные стратегии, такие как использование разных поисковиков, формулирование правильных поисковых запросов, оценка найденной в интернете информации и сохранение результатов.

Более того, участники с низкой вместимостью оперативной памяти говорили, что незнакомые темы становились для них все сложнее по мере увеличения количества информации при поиске. Также они сообщали, что не могли выработать новые стратегии, чтобы выполнить задание, и столкнулись с трудностями при оценке содержимого веб-страниц как на незнакомую тематику, так и на темы, которые им были знакомы.

Границы внимания

Это исследование подтверждает данные предыдущих работ, результаты которых показывали, что люди с низкой оперативной памятью обладают более ограниченными способностями к концентрации внимания на нужной информации. Более того, такие люди с большим трудом распределяют внимание между разными частями информации, что полезно для эффективного выполнения сразу нескольких задач, особенно из малознакомых областей.

Все вышесказанное означает, что людям с низкой оперативной памятью многозадачность кажется более сложной, чем им хотелось бы. К счастью, есть способы расширить свою оперативную память, например такие, как программа Cogmed Working Memory Training.

Но эта технология работает не для всех. Так, людям, страдающим от возрастного снижения оперативной памяти, или людям с когнитивными нарушениями, например деменцией, она не поможет. Таким людям приходится прикладывать больше усилий для поиска информации онлайн, особенно на незнакомые темы.

В свете этой информации, кстати, было бы неплохо разработать более удобные дизайны веб-страниц и браузеров, которые помогли бы этим группам людей лучше справляться с поиском в интернете и чувствовать себя увереннее.