Исследование ученых из Школы медицины Стэнфордского университета (США) показывает, что в космосе меняется ритм биения сердечной мышцы. Эта работа, опубликованная в журнале Stem Cell Reports, позволит астронавтам лучше подготовиться к продолжительным миссиям – например, полетам на Луну или на Марс. Новость появилась на портале EurekAlert!.

Предыдущие исследования показали, что космический полет по-разному влияет на человеческий организм. В частности, он вызывает физиологические изменения в функции сердца: например, снижение частоты сердечных сокращений, понижение артериального давления и повышенный минутный сердечный выброс. Однако относительно мало известно о влиянии микрогравитации на функцию сердца человека на клеточном уровне.

Этой проблемой занялись исследователи из Школы медицины Стэнфордского университета. Они подробно изучили не только влияние микрогравитации работу сердца, но и экспрессию генов. Клетки сердечной мышцы, которые они изучали, были выращены из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток. Их отправили на Международную космическую станцию, где они пробыли пять с половиной недель. В то же время на Земле изучали клетки контрольной группы.

У клеток, возвращенных с МКС на Землю, в целом была нормальная структура и морфология. Но без изменений не обошлось: микрогравитация изменила ритм сердечных сокращений и схемы переработки кальция. Это говорит о том, что клетки адаптировались к условиям окружающей среды в космосе.

Микрогравитация также повлияла на экспрессию генов. С помощью секвенирования РНК, ученые обнаружили, что экспрессия 2635 генов протекала с различной скоростью до и после космического полета, по сравнению с контрольной группой. Примерно через 10 дней после возвращения клеток экспрессия достигла нормальной, «земной», скорости.

[Фото: NASA]