Как ядовитые многоножки убивают жертв в десятки раз больше себя

Китайские ученые установили вид смертоносного токсина, имеющегося в распоряжении крошечного членистоногого, и описали механизм его действия.

Ученые из нескольких китайских университетов изучили, как губчатая многоножка под названием китайская рыжая сколопендра (Scolopendra subspinipes mutilans) убивает своих жертв, часто в десятки раз превосходящих ее по размерам. Все дело в действии токсина SsTx, который блокирует калиевые каналы и нарушает работу одновременно сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и нервной систем. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи наблюдали, как сколопендра весом около 3 г поражает и убивает мышь весом около 45 г, — то есть в 15 раз больше себя, — причем вся расправа длится не больше полминуты. Им удалось выделить из яда многоножки молекулу токсина, которому они дали название Ssm Spooky Toxin (SsTx) – первое слово в названии это аббревиатура латинского названия сколопендры, остальные два переводятся как «жуткий токсин». Он блокирует калиевые каналы в клетках, не давая перемещаться ионам калия, которые задействованы во множестве процессов жизнедеятельности организма. В том числе из-за действия токсина останавливается приток крови сердцу, и наступает летальный исход.

При этом ученые утверждают, что противоядие для «жуткого токсина» существует. Это препарат под названием ретигабин, используемый сейчас для купирования приступов эпилепсии. Его действие как раз основано на раскрытии калиевых каналов. Хотя человек и намного больше мыши, тем не менее, зарегистрировано несколько случаев смерти человека от укуса китайской рыжей сколопендры, которая распространена, например, на Гавайях.

многоножки сколопедра яды