Исследователи из Центра безопасности здравоохранения Джона Хопкинса разрабатывают перспективную основу для выявления наиболее серьезных новых инфекционных заболеваний, что поможет обеспечить предварительную готовность к возможным эпидемиям, - пишет eurekalert.org.

В настоящий момент деятельность по обеспечению готовности к инфекционным заболеваниям базируется преимущественно на историческом прецеденте, то есть в рассмотрение берутся только уже известные патогены. Такой подход не учитывает наиболее серьезные инфекции, которые в настоящее время не известны и не проявляли себя в истории, - объясняют ученые из Центра охраны здоровья Джона Хопкинса в новом докладе о чертах микроорганизмов с высоким пандемическим потенциалом.

В докладе «Характеристики пандемических возбудителей» описана система для выявления естественных микроорганизмов, которые представляют собой глобальную катастрофическую биологическую угрозу, и дает рекомендации по повышению степени готовности к возможным эпидемиям. Эти организмы могут привести к внезапной, чрезвычайной, широкомасштабной катастрофе, которая не будет поддаваться контролю со стороны национальных и международных правительств и частного сектора. Не существует исчерпывающего каталога таких микроорганизмов, поэтому пока сообщество охраны здоровья полагается исключительно на исторические примеры (например, испанский грипп в 1918 году) и на их основе строит линии поведения.

«Система здравоохранения должна быть адаптирована к новым угрозам, а не полагаться только на исторически сложившиеся представления, -  сказал Амеш Адалья, ведущий специалист по проектам и старший научный сотрудник Центра. - Более активный подход к этой проблеме, в конце концов, поможет защитить человечество от биологических катастроф».

В проектную команду также вошли старший ученый Эрик Тонер и доктор медицинских наук, старший аналитик Мэтью Уотсон. Для того чтобы сформулировать в своем докладе выводы и рекомендации, они рассмотрели опубликованную литературу и отчеты о новых характеристиках инфекционных заболеваний, патогенном потенциале микробов и других смежных вопросах; опросили более 120 экспертов из академических кругов, сферы промышленности и правительства; провели общее собрание этих экспертов для обсуждения предварительного анализа информации, собранной группой.

Первый и основной вывод, представленный в докладе, описывает общие характеристики потенциального возбудителя пандемии. Ученые считают, что способ передачи инфекции, будет скорее всего респираторным. Носитель будет заразен во время инкубационного периода, до развития симптомов, или во время проявления начальных мягких симптомов. Наконец, для распространения инфекции необходимо наличие определенных факторов состояния здоровья человека, например, низкий иммунитет, а также дополнительные характеристики внутренней патогенности микроорганизмов (например, значительная смертность, им вызванная). Эти факторы вместе существенно увеличивают распространение заболевания.

Также в докладе приводятся данные пандемического потенциала определенных категорий микробов. Ученые отмечают, вирусы РНК представляют наибольшую угрозу. Исследователи приводят 8 ключевых рекомендаций по подготовке к возможным катастрофическим эпидемиям. Среди которых – улучшение эпидемиологического надзора за инфекциями человека, причем под особым контролем должны находиться РНК-вирусы; разработка конвейерного производства различных противовирусных агентов для лечения респираторных вирусов РНК - как широкого спектра, так и узконаправленных. Ученые считают, что необходимо активно распространять вакцины против респираторных вирусов РНК, включая универсальную вакцину против гриппа. Также они выступают за то, чтобы исследовательские программы, помогающие бороться с глобальными эпидемиями, финансировались фармацевтическими компаниями и компаниями медицинского оборудования, а проводились клиническими центрами.

«Мы надеемся, что законодатели и практикующие врачи рассмотрят наши рекомендации по повышению устойчивости сектора здравоохранения и укреплению готовности к пандемии», - сказал Амеш Адалья.