Синтия Цезчетто (Cinzia Cecchetto) из Грацского университета имени Карла и Франца, Австрия, и Рафаелла Румиати (Raffaella Ida Rumiati) и Марилена Айелло (Marilena Aiello) из Международной школы передовых исследований, Италия, исследовали связь между нашим восприятие запахов и алекситимией — неспособностью  различать и описывать эмоции. Оказалось, что физиологические реакции алекситимических индивидуумов на эмоции, вызванные запахами, скорее более интенсивны, чем у «обычных людей». (Та или иная степень алекситимии наблюдается в среднем у 10% населения.) Подробно о своем исследовании авторы написали в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Учитывая тесную связь, которая существует между восприятием запахов и эмоций, итальянские ученые Cinzia Cecchetto, Raffaella Rumiati и Marilena Aiello использовали совершенно новую методику — обонятельные тесты. «Имеется частичное перекрытие областей нашего мозга, занимающихся обонятельной и информацией и эмоциями», — сказал Айелло, координатор исследования.

В ходе исследования 62 участника разделили на три группы в зависимости от тяжести алекситимии (высокой, средней и низкой). Затем они прошли серию ольфакторных тестов, чтобы определить и исследовать их реакцию на различные типы стимуляции. Оказалось, что физиологические параметры реакции на запахи у людей с алекситимией отлична от средней — увеличились частота сердечных сокращений и электропроводность кожи.

Более того, имеются различия в реакциях между субъектами, характеризующимися аффективной алекситимией, при которой ограничена сфера чувств, воображения и творчества, и когнитивной алекситимией, которая ставит под угрозу способность идентифицировать, выражать и различать эмоции.

«Полученные результаты показывают, что одна из характеристик алекситимии — измененный физиологический ответ на обонятельные стимулы, — сказала Синтия Цезчетто. — Вопреки тому, что можно было бы ожидать, это исследование показывает, что физиологические реакции алекситимических индивидуумов на эмоции, вызванные запахами, не менее, а скорее более интенсивны. Как будто эти субъекты оказываются в ситуации бесконечной, экстремальной эмоциональной активации, которая, как представляется, делает их нечувствительными к изменениям в них, различиям, оттенкам, которые обогащают нашу повседневную жизнь. Это контринтуитивное, но особенно важное научное наблюдение».

[Иллюстрация: Pixabay]