Источник фото - ru.123rf.com

Одной из самых острых проблем при обращении к детскому психологу за последние несколько лет стало агрессивное поведение детей. Ученые факультета психологии МГУ выяснили, какие виды деятельности в дошкольном возрасте способствуют развитию социальной компетентности. В частности, оказалось, что сюжетно-ролевая игра совместно со взрослым снижает у дошкольников выраженность агрессии, а также развивает навыки сотрудничества и умение разрешать конфликты.

Выполнение творческих проектов оказывается критически важным для снижения социальной тревожности дошкольников и успешной социализации в группе. 

Поиск эффективных средств снижения агрессивного поведения у дошкольников и повышения социальной компетентности был осуществлен с помощью формирующего эксперимента. Исследовательской группой психологов МГУ были разработаны и проведены экспериментальные занятия для 200 дошкольников 5-6 лет. Предварительно у детей были оценены умение сотрудничать и разрешать конфликты, уровень социальной агрессии и тревожности. Также был определен уровень саморегуляции детей, чтобы уточнить его влияние на эффективность разных типов занятий. Всего было организовано четыре направления занятий: сюжетно-ролевая игра по мотивам сказки «Буратино» совместно со взрослым, свободная сюжетно-ролевая игра, реализация группового исследовательского проекта (например, изучение электричества и проведение опытов, связанных с ним), реализация группового творческого проекта (например, постановка спектакля, сочиненного детьми). Каждый ребенок посещал только одно из представленных направлений в течение трех месяцев. 

По результатам эксперимента оказалось, что игровая деятельность – самый эффективный из исследованных способов развития умения сотрудничать и решать конфликты в дошкольном возрасте. 

«Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой ребенок в условных ситуациях воспроизводит различные сферы из реальной жизни, то есть осваивает социальные отношения и роли мира взрослых. Выбор роли подразумевает установление договоренностей со сверстниками, следование правилам и взаимодействие с другими игроками, исходя из ролевых обязательств и игрового контекста, разрешение межролевых конфликтов, достижение общих целей. Поэтому сюжетно-ролевая игра и становится для дошкольников экспериментальным полем, где они оттачивают навыки сотрудничества и разрешения конфликтов. А взрослый как носитель культурного опыта обогащает детскую игру, например эмоциональными сюжетами, в которых происходит «разрядка». Участие взрослого может влиять на насыщенность, развернутость, ход игры и, следовательно, в некоторой степени определять развитие социальной компетентности у детей, снижение агрессивности», – рассказывает аспирант факультета психологии МГУ Валерия Плотникова.

Развитие социальной компетентности в дошкольном возрасте значительно влияет на академический успех в школе, психическое здоровье, социальную успешность во взрослой жизни, снижает риск появления криминального поведения и зависимостей. Руководитель проекта, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ академик РАО Александр Веракса отмечает: «Анализ поведения современных детей показывает рост коммуникативных трудностей, а также увеличение конфликтов, отвержения сверстников в детских сообществах. Поиск способов формирования социальной компетентности детей в рамках группы детского сада важен, поскольку позволит снизить уровень агрессии и отвержения, сократить число случаев буллинга и в долгосрочной перспективе увеличить уровень социального благополучия детей». 

Ученые подчёркивают, что исследование открывает возможность эффективного формирования разных аспектов социальной компетентности дошкольников в рамках детского сада через сюжетно-ролевую игру со взрослым и творческую проектную деятельность. Полученные результаты особенно важны в контексте развития детей с низкой саморегуляцией, так как они испытывают наибольшие трудности как в социальной, так и академической сферах. 

Понимание механизмов и способов развития социальной компетентности детей позволит в перспективе разработать эффективные психолого-педагогические программы для повышения социальной адаптации и успешности детей в саду и школе, сочетающие достоинства различных видов деятельности.

Исследование было представлено в рамках Международного форума «Ребёнок в цифровом мире», организованного МГУ имени М.В. Ломоносова, ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований, Российским психологическим обществом под эгидой ЮНЕСКО. На форуме состоялись выступления спикеров из более чем 50 стран мира. Благодаря трём официальным языкам мероприятия — русскому, английскому и испанскому — участники со всего мира смогли обменяться опытом и знаниями о роли цифровых технологий в развитии и образовании ребенка.

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ

Источник фото: ru.123rf.com