Как сделать из стволовой клетки моторный нейрон

Хотя проще перепрограммировать уже дифференцированные клетки.

Команда ученых из ряда университетов США разработала простой и эффективный метод превращения стволовых клеток в моторные нейроны. Статью об этом, опубликованную в журнале Cell Stem Cell, пересказывает пресс-релиз Нью-Йоркского университета.

Ранее ученые уже показали, что стволовые клетки мышиного эмбриона можно превратить в моторные нейроны, воздействуя на них тремя факторами транскрипции — генами, которые контролируют экспрессию других генов. Теперь авторы статьи разобрались во всех подробностях клеточных и генетических механизмов трансформации: как факторы транскрипции присоединяются к геному, меняют экспрессию генов и редактируют хроматин. Эти процессы анализировались с периодом в шесть часов.

«У нас очень эффективная система, с помощью которой мы можем трансформировать стволовые клетки в моторные нейроны с эффективностью от 90 до 95%, с помощью "коктейля" транскрипционных факторов. Благодаря такой эффективности, мы можем использовать нашу систему, чтобы разбираться во всех деталях происходящего в клетке во время этой трансформации», — рассказал ассистент-профессор Шон Махони (Shaun Mahony) из Пенсильванского университета, один из соавторов работы.

Впрочем, прямое программирование стволовых клеток — менее простой и эффективный способ, чем перепрограммирование уже дифференцированных клеток. Например, клеток кожи в те же нейроны — это сделать гораздо проще. Однако новая методика все равно открывает интересные перспективы.

«Хотя прямое программирование [стволовых клеток] имеет большой терапевтический потенциал, в целом оно неэффективно и, по большому счету, не берется в расчет, из-за своей молекулярной сложности, — сказал другой соавтор, ассистент-профессор Нью-Йоркского университета Эстебан Маццони (Esteban Mazzoni). — Однако наши открытия указывают на новые пути разработки методов генной терапии».

Напомним, в прошлом году ученые из Великобритании экспериментально доказали, что стволовые клетки безопасны для использования в регенеративной медицине.

гены моторные нейроны стволовые клетки транскрипция