Новое исследование Института Макса Планка, в котором сравниваются суматранские орангутаны, живущие в дикой природе и в зоопарке, показывает, что жизнь в зоопарке значительно изменяет то, как орангутаны взаимодействуют с окружающей средой. Ученые проанализировали более 12 000 случаев ежедневных исследовательских манипуляций с предметами — активных действий и визуального осмотра объектов, связанного с обучением и решением проблем — среди 51 орангутанга в возрасте от 0,5 до 76 лет. Результаты, опубликованные в журнале Scientific Reports, показали, что орангутаны, живущие в зоопарках, чаще, разнообразнее и сложнее исследуют объекты, чем их сородичи в дикой природе.
«Орангутаны в зоопарках не только больше исследуют, но и делают это по-другому», — говорит Изабель Лаумер, автор исследования. «Особенно интересно то, что даже при изучении одних и тех же объектов орангутаны, содержащиеся в зоопарках, демонстрировали более богатый репертуар действий и чаще использовали инструменты или манипулировали несколькими объектами одновременно.
Ученые сравнили поведение при исследовании объектов у диких и содержащихся в зоопарках орангутангов в разных возрастных группах. Вторые изучают окружающие их предметы чаще, чем дикие, при этом различий в продолжительности исследования не наблюдалось.
Дикие животные в основном изучали естественные объекты, например, растения, кору и палки, в то время как орангутанги в зоопарках использовали более широкий спектр предметов, таких как пластиковые игрушки, пазлы и складывающиеся предметы, предназначенные для когнитивной активности. Важно отметить, что возраст, в котором орангутаны впервые приступили к изучению, был одинаковым в обоих условиях, что говорит о врожденной последовательности развития. Однако орангутаны из зоопарков продолжали исследовать объекты до зрелого возраста, в то время как у диких особей активность резко снижалась в возрасте около 8 лет — вероятно, из-за требований выживания в дикой природе, где добыча пищи и постоянные поиски оставляют мало времени для изучения.
У человеческих младенцев исследование предметов позволяет узнавать физические свойства, такие как текстура и вес, стимулируя когнитивное и моторное развитие, что наблюдается и у многих нечеловеческих животных. Усиленное изучение может способствовать развитию когнитивной гибкости и навыков решения проблем у орангутангов, содержащихся в зоопарках, поскольку они взаимодействуют с разнообразными предметами и имеют больше времени и энергии, чтобы посвятить себя обучению.
«Результаты подчеркивают, насколько сильно окружающая среда влияет на поведение и когнитивное развитие животных», — говорит Каролина Шуппли, автор исследования. «Кроме того, работа открывает уникальные возможности: сравнивая диких животных и животных, содержащихся в зоопарках, мы можем лучше понять когнитивный потенциал того или иного вида».
[Фото: kuritafsheen77 / Freepik.com]