Мартин Валле (Martin Vallée) из Парижского института физики Земли, Франция, и его французские и американские коллеги придумали способ быстро оценить силу большого землетрясения и, таким образом, обеспечить более быстрые и точные предупреждения о цунами путем измерения незначительных изменений гравитационного поля Земли. Подробно о своих расчетах ученые рассказали в статье, опубликованной в журнале Science.

Землетрясение в Японии в 2011 году породило цунами, в результате которого погибли тысячи человек. Отчасти причина была в том, что в течение нескольких часов сейсмологи не осознавали истинной силы землетрясения, а к моменту, когда осознали, огромная волна уже затопила многие районы.

Однако авторы работы предложили теперь новый способ, позволяющий быстрее оценить силу большого землетрясения, что, в свою очередь, дает возможность быстрее и точнее выдавать предупреждения о цунами. Для этого нужно измерять незначительные изменения гравитационного поля Земли, которые возникают, когда массивные плиты земной коры сдвигаются на десятки метров в течение нескольких минут.

Сигналы, вызванные землетрясением магнитудой 9,1, поразившим Японию, составляли едва одномиллиардную долю гравитационного поля Земли на уровне моря, но они перемещались со скоростью света и были зафиксированы на сейсмометрах, установленных за сотни километров от страны.

Более того, как отметили исследователи, наилучшие измерения этих так называемых сигналов эластогравитации (elastogravity signals) могут быть получены с помощью приборов, находящихся на расстоянии от 1000 до 2000 километров от эпицентра. Это связано с тем, что до сейсмометров, находящихся слишком близко к эпицентру масштабного землетрясения, медленно движущиеся вибрации типичных сейсмических волн часто доходят еще до того, как тектонические плиты Земли перестали смещаться, тем самым маскируя сигналы, создаваемые окончательными сигналами, порождаемыми последними толчками.

По мнению авторов, если бы их разработка была доступна в 2011 году, истинную мощность землетрясения можно было бы оценить в течение всего нескольких минут, а не часов. Впрочем, землетрясения магнитудой меньше восьми, вероятно, не генерируют сигналы эластогравитации, достаточные, чтобы их можно было зафиксировать и измерить с помощью современных приборов. С другой стороны, такие толчки, как правило, не порождают больших цунами.

[Фотография: Lance Cpl. Garry Welch , U.S. Marine Corps]