В ходе раскопок в Национальном парке Лахиш (Израиль) группа археологов под руководством Саара Ганора (Saar Ganor) из Израильского центра древностей обнаружила уникальную находку — сакральные ворота, относящиеся к периоду Первого храма (VIII в. до н.э.). По словам исследователей, находка показывает, насколько усердно тогдашний царь Иезекия пытался бороться поклонением — совершенно так же, как это описано в Библии. О находке рассказывает портал Управления древностей Израиля.
Раскопки проводились с января по март 2016 года по инициативе Министерства культурного наследия Израиля. Следует отметить, что северная часть этих ворот была раскопана британскими археологами совместно с коллегами из Тель-Авивского университета.
По словам ученых, размер ворот согласуется с историческими сведениями, известными по письменным источникам. В то далекое время Лахиш был довольно крупным городом и самым важным после Иерусалима. Согласно тексту Библии, городские ворота были местом, где проходили городские суды, заседали старейшины, губернаторы, цари и чиновники. Все они сидели на скамейках в городских воротах. Эти самые скамейки в ходе раскопок были извлечены из толщи земли.
Ворота имели квадратную форму величиной около 24,5 на 24,5 м. До сегодняшнего дня сохранился фрагмент высотой 4 м. Они имели шесть комнат — по три с каждой стороны. Артефакты, обнаруженные в них, позволяют представить себе, как они использовались в VIII в. до н.э. В первой комнате были скамьи с подлокотниками, у подножия которых были найдены сосуды, большое количество ковшей для зерна, а также ручки чаши, на которых выгравировано имя должностного лица.
Две ручки имеют оттиск lmlk hbrn, что значит «принадлежит царю Хеврона». Слово lmlk написано на одной из ручек вместе с изображением четырех скарабеев, а на другом запечатлено слово lnhm Авади, который, вероятно, был высокопоставленным лицом во время правления царя Иезекия. Кажется, что эти сосуды принадлежали военной и административной знати Иудейского царства времен войны против Сеннахирима, царя Ассирии.
Одним примечательных артефактов стал найденный там же каменный туалет. Он красноречиво говорит о том, насколько истово библейский царь пытался искоренить обряды идолопоклонства, которые проводились в этом месте. Дело в том, что туалет — каменный «стульчак» характерной формы — никогда не использовался по прямому назначению, как показали лабораторные тесты. А установлен он был в «святая святых», центральном святилище захваченного храма.
Иными слова, установка этого гигиенического сооружения имела чисто ритуальный смысл. Эти находки соответствуют описанию, имеющемуся в Ветхом Завете. Этот исторический эпизод упоминается в 4 Книге Царств (18:4): «он [Езекия — прим. ред.] отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву». А практика превращения вражеского святилища в отхожее место описана применительно к захвату Самарии царем Ииуем (10:27): «И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово; и сделали из него место нечистот, до сего дня».
В 701 году до н.э. Лахиш был захвачен ассирийцами. Раскопки показали следы характерных повреждений, появившихся в результате боевых действий, в частности, вмятины от наконечников стрел и ударов пращи. Они говорят о былом сражении, прошедшем у стен города и безуспешных попытках его стражей обороняться.
Читайте также на портале Научная России о городах IV тыс. до н.э., построенных неизвестным народом.