Новое исследование показывает, как наше моральное поведение может меняться в зависимости от контекста, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Nature Communications.
Когда дело доходит до принятия моральных решений, мы часто вспоминаем о золотом правиле: поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы они поступили с тобой. Тем не менее, почему мы принимаем те или иные решения, все еще не до конца ясно. Мотивирует ли нас нежелание испытывать чувство вины, если мы плохо поступим с другим человеком? Или жажда справедливости, когда мы хотим избежать неравных результатов?
Ученые из Дартмутского колледжа пришли к выводу, что некоторые люди могут полагаться как на первый, так и на второй принцип и менять свои моральные правила в зависимости от обстоятельств. Полученные результаты ставят под сомнение предыдущие исследования в области экономики, психологии и нейробиологии, которые часто основаны на предпосылке, что люди руководствуются одним моральным принципом, который остается неизменным в течение долгого времени.
«Наше исследование показывает, что в отношении морального поведения люди могут не всегда придерживаться золотого правила. В то время как большинство людей склонны проявлять некоторую заботу о других, другие могут демонстрировать то, что мы назвали «моральным оппортунизмом»: человек все еще хочет поступать в соответствии с нормами морали, но при этом желает получить максимальную выгоду», - сказал ведущий автор Иерун ван Баар - научный сотрудник в области когнитивных, лингвистических и психологических наук в Университете Брауна, который начал это исследование, когда учился в Дартмуте.
«В повседневной жизни мы можем не замечать, что наша мораль зависит от контекста, поскольку эти контексты, как правило, остаются неизменными ежедневно. Однако в новых обстоятельствах мы можем обнаружить, что моральные правила, которым мы всегда придерживались, на самом деле весьма податливы, - объяснил соавтор Люк Дж. Чанг - доцент кафедры психологии и наук о мозге и директор Лаборатории вычислительной социальной аффективной нейронауки в Дартмуте. - Это имеет огромное значение, если учесть, как может измениться наше моральное поведение в новых условиях, например, во время войны».
Чтобы исследовать принятие моральных решений в контексте взаимности, исследователи разработали модифицированную доверительную игру, которая позволяла им классифицировать решения в условиях взаимного доверия как функцию моральной стратегии человека. С помощью этого метода команда могла определить, какой тип моральной стратегии использовал участник исследования: неприятие неравенства (когда люди отвечают взаимностью, потому что они хотят добиться справедливости в результатах), неприятие чувства вины (когда люди отвечают взаимностью, потому что они хотят избежать чувства вины), жадность или моральный оппортунизм (новая стратегия, которую определила команда, когда люди переключаются между неприятием несправедливости и неприятием вины в зависимости от того, что лучше всего послужит их интересам). Исследователи также разработали вычислительную модель моральной стратегии, которую можно использовать для объяснения поведения людей в игре, и изучили модели мозговой активности, связанные с моральными стратегиями.
Полученные данные впервые показывают, что уникальные,
отличающиеся друг от друга модели мозговой активности лежат в
основе стратегий неприятия несправедливости и неприятия вины,
даже если эти стратегии приводят к одинаковому поведению. В
отношении участников, которые были морально оппортунистическими,
исследователи отметили, что паттерны их мозга переключались между
двумя моральными стратегиями в разных контекстах. «Наши
результаты показывают, что люди могут использовать разные
моральные принципы для принятия решений, и что некоторые люди
гораздо более гибкие в этом отношении и будут применять разные
принципы в зависимости от ситуации, - объяснил Чанг. - Это может
объяснить, почему люди, которых мы любим и уважаем, иногда делают
вещи, которые мы считаем морально неприемлемыми».
[Фото: Borislav Marinic: ru.123rf.com]