Как извержение порождало массовые вымирания

Сегодняшняя наука уверена, что все пять главных массовых вымираний на Земле были вызваны вулканами. Теперь ученые описали цепочку событий, связавших причины и следствия.

Геолог Дейвид Джоунз (David Jones) из Амхертского Колледжа, США, и его коллеги исследовали процессы извержения, с тем, чтобы  опровергнуть вулканическую теорию. Но в результате ученые нашли дополнительные ей подтверждения. Исследователи описали сценарий в статье, опубликованной в журнале Geology.

В ходе экспериментов исследователи изучили позднеордовикские камни и Невады и Южного Китая, и после прогревания они выделил большие количества ртути. Это было красноречивым указанием на то, что наш мир сформировали вулканы.

Около 450 млн. лет назад область размерами, вероятно, с Европу начала растягиваться и разрываться. В коре Европы образовались глубокие трещины, из которых стала выдавливаться лава, которая выбрасывалась в воздух, образуя светящиеся стены высотой до 500 метров. И хотя земля постепенно успокоилась, бедствия только начинались. Когда лава затвердела, дождевые воды стали поглощать выброшенный вулканами в воздух углекислый газ (СО2) и внедрять его в грунт. Удаление СО2 из атмосферы вызвало образование ледников и понижение уровня океана, что привело к возникновению великого оледенения и исчезновению 85% всех видов морских организмов.

Если их выводы подтвердятся, они дадут первый надежный намек на причину первого массового вымирания на Земле. Ранее в отношении его причины выдвигались самые разные предположения, от выделения в океан токсичных металлов до гамма-излучения от вспышки далекого космического объекта. Кроме того, эти выводы ставят данное массовое вымирание, названное позднеордовикским, в один ряд со всеми четырьмя другими подобными событиями: все они были связаны с извержениями вулканов.

Теперь ученые надеются найти большую магматическую провинцию — обширный участок затвердевшей лавы с возрастом, соответствующим времени этого массового вымирания. Конечно, дело могло быть сложнее, поскольку вулканы часто не охлаждают атмосферу, а нагревают ее. Но поскольку все массовые вымирания были так или иначе связаны с извержениями вулканов, геологи могут начать выяснять подробности каждого из этих гибельных событий.

вулканы извержения массовое вымирание