Заседание Совета Российского союза ректоров прошло сегодня, 20 февраля, в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова. Члены совета обсудили приоритеты развития высшей школы и подготовку кадров для обеспечения технологического суверенитета России.
В собрании приняли участие ректор МГУ академик Виктор Садовничий, помощник президента России Андрей Фурсенко, министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, Председатель комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, члены Совета Российского союза ректоров, президенты и полномочные представители университетов России, представители РАН.
«На протяжении многих лет Российский союз ректоров является надежным партнером в реализации ключевых инициатив в государственной научно-образовательной политике», — обратился к участникам заседания министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.
Он отметил, что перед Союзом ректоров стоит несколько ключевых задач. В их числе обновление системы высшего образования, обеспечение технологического суверенитета страны и гармоничное пространственное развитие России.
«С геополитической точки зрения мир сильно изменился. Кардинально изменилась ситуация на рынке труда. По-другому выстраиваются отношения между промышленностью и университетами. И это нельзя не учитывать», — сказал министр науки и высшего образования РФ.
Ключевой вопрос повестки — связь школы и высшей школы. «Без тесной связи и параллельных изменений в школе ситуацию в высшей школе не изменить <…> В прошлом году мы договорились, что подготовим четыре концепции развития математического, физического, биологического и химического образования. С точки зрения результата важен выверенный план мероприятий по их реализации. Рассчитываю, что при поддержке РАН, вузовского сообщества и стратегических партнеров это обсуждение сегодня состоится», — подытожил Валерий Фальков.
Об актуальных задачах, стоящих перед российской высшей школой, в своем докладе «Университеты ― ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России» рассказал ректор МГУ академик Виктор Садовничий.
«Подготовка кадров всегда было нашим основным делом, но сегодня мы работаем в новых условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета страны <…> Требования к компетенциям, творческим способностям работников инженерно-технических и естественно-математических специальностей растет», — отметил Виктор Садовничий.
Ректор МГУ рассказал, что обеспечение научно-технологического суверенитета связано с приоритетностью определенных дисциплин. Прежде всего, математики и естественных наук. Он отметил, что важность этого вопроса осознается на государственном уровне.
Виктор Садовничий рассказал, что университеты переживают важный этап перехода к обновленной системе высшего образования — базовому и специализированному уровням. «Мы исходим из того, что новые экономические условия требуют от высшей школы эффективных подходов. Наши принципы подготовки кадров — это фундаментальность образования, междисциплинарность, расширение цифровых компетенций, развитие фундаментального инженерного образования и подготовка профильных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта», — добавил Виктор Садовничий.
В рамках доклада ректор МГУ рассказал об обновлении учебно-научного оборудования. На обновление приборной базы МГУ им. М.В. Ломоносова в 2020–2024 гг. направлено около 4 млрд руб. «Доля оборудования российского производства, закупаемого университетами, растет. В МГУ она выросла с 10 до 30%. Инициатива по обновлению приборной базы стала инструментом для стимулирования и поддержки производителей российского научного оборудования», — отметил глава вуза.
В ходе заседания ректор МГУ академик Виктор Антонович и губернатор Курской области Роман Старовойт подписали соглашение о создании научно-образовательного консорциума «Вернадский — Курская область». Программа «Вернадский» в 2018 г. была предложена ректором МГУ Виктором Садовничим и поддержана президентом России. Она предусматривает, что ведущие университеты устанавливают связи с университетами в регионах и организуют совместные кафедры, лаборатории, центры коллективного пользования. Цель — создание единого общероссийского научно-образовательного пространства.
«Совместная работа научных центров, образовательных организаций высшего образования, представителей реального сектора экономики и государства способны обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, технологическую и научную стабильность и независимость России. Проект ”Вернадский” — яркий пример продуктивного взаимодействия экономической и образовательной систем, позволяющий координировать, выстраивать и определять вектор развития регионов и государства в целом», — сказал Роман Старовойт.
В заседании традиционно принял участие помощник президента России Андрей Фурсенко.
Он рассказал, что в новой экономической системе приоритетных направлений значительно больше, чем людей. И количество этих направлений все время растет. «Огромная проблема — выбрать те приоритеты, на которых должны сосредоточить наши усилия. Без рекомендаций научно-образовательного сообщества этот вопрос не решить — вы должны изложить свои взгляды на то, что сегодня и завтра будет самым важным», — обратился к участникам заседания помощник президента РФ.
Андрей Фурсенко рассказал, что молодых ученых сегодня больше интересуют прикладные исследования, где сразу виден результат, а интерес к фундаментальным наукам снижается. «Мы должны думать о том, как ориентировать молодых людей не только на конкретный быстрый результат, но и на решение мировоззренческих вопросов, выходящих за горизонты их жизней», — отметил Фурсенко.
В повестку заседания вошли доклады по вопросам концепции развития математического, биологического, физического и химического образования в России.
Например, вице-президент РАН Степан Калмыков рассказал о вызовах, с которыми сталкивается химическое образование. По его словам, химия — наука экспериментальная, и если не видеть реальный эксперимент, школьники никогда ее не выберут. При этом в школах затруднено практическое обучение — безопасность ограничивает опыт в лабораторных условиях. Калмыков отметил, что химию выбирают менее 12% школьников, сдающих ЕГЭ.
Ведущие вузы России разработали концепцию развития химического образования. Ее цель — сформировать систему, способную обеспечить преемственность между уровнями образования, формирование междисциплинарных связей и сохранение единства образовательного пространства в РФ.
Для этого необходимо повысить качество подготовки учителей химии, в том числе вернуть специалитет в педагогическое образование, исключить заочную форму обучения, ввести профильную химию и биологию в перечень ЕГЭ на педагогические специальности и т.п., а также разработать комплекс мер по совершенствованию системы подготовки школьников. Например, вернуть химические эксперименты в школы, создать библиотеку видеоопытов, регулярно проводить массовые тематические мероприятия и др.
«Важнейшая работа — сетевая, с региональными школами. Из Москвы и Подмосковья на химфак поступают 40% школьников, 60% — из малых городов, которые становятся очень способными, из них потом 80% выпускников работают по специальности. Ребята из других городов для нас очень важны», — рассказал Калмыков.
О концепции биологического образования рассказал член президиума РАН академик-секретарь отделения биологических наук Михаил Кирпичников.
Для того, чтобы технологии будущего становились технологиями настоящего, нужна серьезная работа по подготовке кадров. «А кадры начинаются с детского сада. Объекты живой природы — первое, с чем сталкиваются наши дети. И это отношение надо сохранить на всю жизнь», — сказал Михаил Кирпичников.
Ключевое внимание в концепции биологического образования уделяется качеству подготовки преподавателей биологии и в школах, и в педагогических вузах, вовлечению их в научную и проектную деятельность; поддержке лидеров образования — организаций и преподавателей; развитию наставничества в работе со школьниками; устранению барьеров между школой, вузом и индустрией.
Для повышения качества подготовки педагогических кадров по предметным областям созданы «Передовые педагогические школы». «Это площадка для создания современных преподавателей для школ с апробацией новых программ авторского обучения, вплоть до выполнения научного исследования как части диплома выпускников педагогического вуза», — пояснил Михаил Кирпичников.
В рамках заседания члены Российского союза ректоров обсудили подготовку рейтингов вузов университетов БРИКС+ в рамках Московского международного рейтинга «Три миссии университета».
С изменением геополитической обстановки связана еще одна проблема — стало сложнее определять и позиционировать реальную конкурентоспособность вузов, рассказал Виктор Садовничий. «Необходимость пересмотра подхода к рейтингам давно стала очевидна. Правительство поручило разработать международный рейтинг со штаб-квартирой в Москве. В 2020 г. международный рейтинг университетов "Три миссии университета" стал наиболее представительным. В нем ежегодно участвуют до 2 тыс. университетов из 12 стран мира. Рейтинг основан на объективных показателях с учетом специфики России и кооперируется с дружественными странами и их объединениями», — отметил ректор МГУ.
8 февраля 2024 г. президент Владимир Путин одобрил инициативу по созданию университетского рейтинга стран БРИКС.