Россия долгое время была, и в настоящее время остается одним из мировых лидеров в области исследований термоядерного синтеза — ключевых для создания новой глобальной энергетики будущего. Именно в России были сформулированы многие ее фундаментальные аспекты, заложены основы физики этого направления. И не случайно именно Россия является одним из основных идеологов и ключевых участников Международного проекта ИТЭР, целью которого является создание первой в мире промышленной установки управляемого термоядерного синтеза.

 

За многие годы исследований, за период существования этого международного проекта накоплен огромный теоретический научный багаж, созданы основы принципиально новых технологий для реализации нового направления мировой энергетики. Желание осмыслить этот опыт, наметить новые шаги, поделиться перспективными идеями с международным сообществом обусловили решение объявить в России 2014 год годом управляемого термоядерного синтеза. В январе 2014 г. заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Першуков и заместитель генерального директора Организации ИТЭР Пол Томас объявили об открытии года УТС в России. На пресс-конференции в агентстве «Россия сегодня» были подведены итоги этого уходящего года.

Российская атомная отрасль всегда поддерживала оба направления — и ядерную, и термоядерную энергетику, подчеркнул в своем выступлении Вячеслав Першуков - первый заместитель директора Дирекции по научно-техническому комплексу Госкорпорации «Росатом», представитель России в Международном проекте ИТЭР. В части ядерной энергетики она сформировала свою инвестиционную политику и стратегию развития, но стратегия развития в области термояда нуждалась в разработке и осмыслении. За прошедший год российские и иностранные специалисты провели огромную плодотворную работу в этой области. Важнейшим событием стала проведенная Госкорпорацией «Росатом» юбилейная 25-я Конференция МАГАТЭ по энергии термоядерного синтеза (Санкт-Петербург, 13-18 октября 2014 г.) —  мировой форум, на который приехали более 850 участников. Даже в условиях санкций, в условиях того, что ряд видных специалистов из США и Западной Европы не приехали на форум, его работа удалась, отметил Вячеслав Першуков. На территории России планировалось провести Совет ИТЭР, но по ряду причин, в большинстве своем не имеющих отношения к политике, местом его проведения стал французский Кадараш — место, где строится установка термоядерного реактора. Были зафиксированы очень интересные результаты по итогам реализации проекта ИТЭР. Как оказалось, только 2 страны из всех стран-участников проекта выполняют свои обязательства в срок и в рамках заданного объема — это Россия и Китай.

Помимо международных, в России инициированы и идут целый ряд перспективных проектов, причем финансирование их не только не сокращается, но даже наращивается. Это проекты реакторов-токамаков Т-10 и Т-15. В частности, реактор Т-15 проходит сейчас стадию технологической модернизации и планируется к запуску в 2018 году. Бюджет этого проекта составляет около 2,5 миллиарда рублей. Существует и российско-итальянский проект  ИГНИТОР (IGNITOR) по созданию исследовательского термоядерного реактора с магнитным удержанием плазмы. Огромную реакторную установку этого типа «Байкал» планируется разместить на площадке токамака ТРИНИТИ в городе Троицк. Кроме того, Курчатовский институт и Росатом участвуют в проекте казахстанских ученых по намеченному на 2015 г. физическому пуску казахстанского материаловедческого токамака в г.Курчатов (КТМ) — термоядерной установки для проведения широкого спектра изучения свойств разных материалов и плазмофизических исследований.

В России также успешно провели Международную конференцию по физике плазмы и управляемому термоядерному синтезу РАН (г. Звенигород, 10-14 февраля 2014 года), Всероссийский семинар по физическим и техническим аспектам объемного источника нейтронов для материаловедческих, технологических исследований и решения задач ядерной энергетики (г. Звенигород, 16-20 июня 2014 г.), в Москве прошла конференция по техническим и физическим аспектам термоядерного синтеза, собравшая в первую очередь, физиков, инженеров и рассматривавшая, в частности, прогноз использования термоядерной энергии для промышленного комплекса,  и ряд других важных мероприятий. Все это наглядно демонстрирует, что Российская термоядерная программа активно развивается, специалисты успешно работают, что в эти проекты приходят молодые специалисты. В дальнейшем корпорация «Росатом» планирует еще большую консолидацию с НИЦ «Курчатовский институт» и формирование совместной федеральной программы в области термоядерной энергетики, — заявил Вячеслав Першуков.

О том, как идет работа на проекте ИТЭР, собравшимся рассказал руководитель Российского Агентства ИТЭР Анатолий Красильников. В России изготавливаются и должны быть поставлены в проект в течение ближайших 9 лет 25 систем будущей установки. Это огромная доля участия. В проекте работают 20 крупнейших российских предприятий — изготовителей высокотехнологичного оборудования. Если считать вместе с субподрядчиками — общее число российских участников проекта достигает 150. Это наукоемкие рабочие места, это создание и поддержание научных школ, это работа целых кафедр в университетах. Это очень серьезный шаг к созданию в России целой новой отрасли промышленности. Мы успешно выдерживаем тот график, который был намечен в этой огромной международной кооперации.

  

О перспективах создания в России принципиально новой установки — гибридного реактора, рассказал президент НИЦ «Курчатовский институт», академик Евгений Велихов. Одно из наиболее традиционных обвинений в адрес термоядерной энергетики — это то, что ее практическое осуществление сравнимо с достижением горизонта — сколько ни приближайся, он все равно отдаляется, — пошутил академик Велихов. — Доля истины тут, безусловно, есть. Еще И.В.Курчатов писал, что только комбинация термоядерной и ядерной энергетики — так называемая гибридная энергетика — является самым успешным решением. Существует проект гибридного реактора, сочетающего обе технологии — расщепление тяжелых ядер и синтез легких. Он обладает огромным спектром преимуществ — не требует сверхвысоких температур и давлений,  очень эффективен в энергоотдаче, его работа оставляет намного меньше долгоживущих высокорадиоактивных отходов, требующих надежного захоронения на десятки и сотни тысяч лет. Кроме того, гибридный реактор мог бы работать не на уране, а на тории. Торий не только дешевле урана, его запасы на нашей планете в 5 раз больше. И, наконец, гибридный реактор был бы значительно безопаснее в эксплуатации, чем любая из традиционных конструкций.

Евгений Велихов отметил, что с его точки зрения, российские специалисты во многом пришли к пониманию конструктивной концепции гибридного реактора, преодоления многих технических проблем. В частности, есть интересная идея использования в системе его охлаждения не воду, а жидкую соль. По словам академика Велихова, модернизированная российская термоядерная установка Т-15 — это первая термоядерная установка, на базе которой Российская Федерация собирается получить первый действующий гибридный реактор. Этот технологический прорыв возможен уже к 2030 году.