Официально:

Иван Иванович Ползунов. 14 марта 1728 – 27 мая 1766. Русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

 

Неофициально:

 

1. Эра паровых машин началась по всей Европе практически одновременно: в начале XVIII века. От внедрения «огневых», как их тогда называли, машин принято отсчитывать начало промышленной революции. А первую паровую машину в России создал Иван Иванович Ползунов.

 

2. Солдатский сын родился в Екатеринбурге, в 1728 году. Его отец солдат, применяя современную терминологию, строительных войск Иван Алексеевич Ползунов, озаботился будущим сына – отдал учиться в знаменитую и популярную на промышленном Урале Горнозаводскую школу при Екатеринбургском металлургическом заводе.

 

3. Арифметику и словесность десятилетний парнишка осваивал успешно. И через четыре года перешел в «механические ученики» к заводскому механику Никите Бахареву. Вот где была настоящая школа, инженерные университеты Ползунова: механика, расчеты водяных машин, черчение, металлургия.

 

4. Помощь «механического ученика» Ползунова, видимо, была знатной, раз Никита Бахарев дважды представлял его к повышению жалованья.

 

5. В 1747 году решили развивать казенный завод на Алтае. По дороге в Барнаул главный командир Колывано-Воскресенских заводов Андреас Беэр посетил Екатеринбург и отобрал для царских заводов группу перспективных и нужных специалистов. Молодой восемнадцатилетний Иван Ползунов тоже был рекрутирован и покинул родной Урал.

 

6. На Барнаульском медеплавильном заводе Ползунов начал с должности смотрителя и учетчика при плавильных печах, по-тогдашнему, гиттеншрейбера.   

 

7. Способного и сметливого юношу быстро приметили: не каждый будет так вникать в тонкости металлургического дела! Его произвели в младший шихтмейстерский чин с увеличением оклада до 36 рублей в год.

 

8. Чем только не занимался Ползунов в Барнауле: переплавлял руду, ремонтировал и строил суда, искал горновой камень, заготавливал тёс и дрова, выжигал уголь для металлургических печей.

 

9. Ползунова даже облекли высочайшим доверием – доставить в казну, в далекий Санкт-Петербург обоз с серебром и золотом. Ему доверили и крупную сумму денег для покупки товаров, нужных заводу.

 

10. На Змеиногорском руднике Ползунов устроил, вероятно, самую первую систему работы водяных колес, для работы которой вода подается по специальному каналу на большое расстояние от плотины. Все заводские машины приводились в действие водой, накопленной в запруженных плотинами прудах.

 

11. Но сколько не строй деривационных каналов по примеру ползуновского, энергия воды не обеспечит развития производства. «Водяное руководство пресечь» предлагает Ползунов. И добавляет: «Я должен все возможные труды и силы на то устремить, коим бы образом огонь слугою к машинам склонить».

 

12. В 1763 году начальник Колывано-Вознесенских заводов Порошин получает от Ивана Ползунова предложение о постройке огнедействующей машины для заводских нужд.

 

13. «Огнедействующая машина» Ползунова на самом деле представляла собой первый в мире двухцилиндровый двигатель. Два цилиндра работали на один общий вал, и это позволило двигателю действовать без какого-либо использования гидравлической энергии даже в сухих местах и в горах. Это был большой шаг вперед по сравнению с существовавшими тогда паровыми машинами, которые были не способны обходиться без вспомогательного гидравлического привода.

 

14. Проект отослали Екатерине II, и матушка-царица оценила: Ивана Ивановича наградили 400 рублями и повысили в чине сразу на две ступени – до капитан-поручика. В суть, правда, вникать никто не стал.

 

15. Заводское начальство милостиво соглашается начать работы, но помощи никакой не оказывает, нужных работников-помощников не выделяет – обходись несмышлеными учениками, да и тех небольшое число пользуй.

 

16. В 1764 году Ползунов приступил к созданию парового двигателя невиданной для его времени мощности – 32 лошадиные силы. Установка, предназначенная для привода воздушных насосов для сталеплавильных печей, впервые позволила отказаться от водяных колес вообще. И не на картинке, а в реальном заводском производстве.

 

17. Размеры паровой машины Ползунова характеризует хотя бы то, что отдельные его части весили до 170 пудов. Для циклопического сооружения пришлось еще изобретать и сооружать специальные станки.

 

18. Через полтора года после начала работ паровая машина была готова, опробована, но полноценно испытать ее не получилось – обслуживаемая ею воздуходувная машина не была готова, и нагрузку некуда было передавать.

 

19. Работа с перенапряжением и в неотапливаемом помещении с утра до ночи подорвала здоровье ученого и изобретателя. До официального пуска машины он не дожил неделю. 27 мая по новому стилю 1766 Ползунов скончался от чахотки. Было ему в ту пору 38 лет.

 

20. Его машине долгого века тоже не отпустили. Она проработала полтора месяца, принесла невиданную прибыль, но потом сломалась. Чинить ее не стали – дармовой рабочей силы и без машины хватало. Ползунов просто опередил свое время.

 

21. Имя Ивана Иванович Ползунова присвоили Алтайскому государственному техническому университету. Напротив его главного здания стоит памятник изобретателю. Еще один памятник Ползунову украшает Великий Новгород.