Как развивалась российская этнография.

Древнегреческого ученого Геродота его «коллега по цеху» Цицерон справедливо называл «отцом истории». Столь же справедливо Геродота можно было бы назвать отцом еще одной науки — этнографии, ведь его главный труд «История»* изобилует сведениями о культуре и обычаях разных народов.

По мнению историка и этнографа С.А. Токарева, этнографическая наука начала развиваться в России еще в XI в. Уже у автора «Повести временных лет» мы находим немало этнографических сведений и «вполне определенную историко-этнографическую концепцию — идею единства происхождения славян, идею собирания славянских и неславянских народов Восточной Европы, живших вначале “кождо с родом своим”, под единой властью киевских князей», — подчеркивает С.А. Токарев. 

Многие летописи, жития и хождения — настоящий кладезь этнографических сведений. Один из самых ярких примеров — «Хождение за три моря...» Афанасия Никитина, тверского купца, который в 1466 г. отправился в Индию через Каспий, Кавказ, Персию и Аравийское море.

Начало XVIII в. ознаменовалось выходом одной из первых в мировой истории этнографических монографий. Речь идет о сочинении «Краткое описание о народе остяцком», которое в 1715 г. написал путешественник и миссионер Г.И. Новицкий. 

Важную роль в развитии российской этнографии сыграл историк В.Н. Татищев, в чьих трудах исторические и географические сведения переплетаются с этнографическими. Особенно много внимания В.Н. Татищев уделял народам Сибири. В 1734 г. он даже составил анкету для сбора материалов о народах Сибири. «Эта анкета — по сути, первая научная программа по собиранию естественно-исторического, археологического и этнографического материалов. Она поражает полнотой охвата сведений, планомерностью и методикой, рекомендуемой для изучения поставленных вопросов. Данная анкета была предтечей многочисленных анкет XVIII в., сыгравших значительную роль в изучении народов России. В этнографической части она представляла собой выдающееся явление в литературе своего времени», — отмечает историк З.Д. Титова. В 1737 г. В.Н. Татищев разослал по сибирским провинциям и канцеляриям вторую редакцию анкеты, которая содержала 198 вопросов по этнографии, истории, языкам и культуре. Благодаря анкете удалось получить чрезвычайно интересные сведения о верованиях, обрядах, религии, домашнем быте и истории народов Сибири.

В XIX в. этнография выделилась в самостоятельную научную отрасль. В 1845 г. появилось Русское географическое общество (РГО), и одним из его первых четырех отделений было этнографическое. Задача этого отделения формулировалась так: «Познание разных племен, обитающих в нынешних пределах государства, со стороны физической, нравственной, общественной как в нынешнем, так и в прежнем состоянии народов». Спустя год была организована первая этнографическая экспедиция Русского географического общества: академик А.М. Шегрен исследовал племена Курляндии и Лифляндии.

Во все уголки империи была разослана составленная отделением этнографии программа по сбору этнографических сведений. При этом ученых интересовало не только русское население, но и переселенцы, проживающие в империи. Результаты программы были впечатляющими: в научном архиве РГО хранится несколько тысяч рукописей. Собранные данные стали прекрасным подспорьем для многих трудов: например, В.И. Даль использовал их при работе над «Толковым словарем живого великорусского языка», А.Н. Афанасьев — при работе над сборником «Русские народные сказки». Многие фольклорно-этнографические материалы, собранные в XIX  в., востребованы в науке по сей день.

Еще одним важным источником информации были полевые исследования. С 1846 по 1915 г. было проведено более 130 экспедиций. Иногда их организовывали отдельные члены РГО. Так, например, в 1871 г. А.Ф. Гильфердинг отправился в Олонецкую губернию, где собирал онежские былины. По его инициативе многие сказители из отдаленных мест империи приезжали в столицу и выступали на собраниях РГО. В 1880-е гг. при отделении этнографии появились специализированные комиссии по изучению сказок, песен и обычаев разных народов. Исследователи не ограничивались территорией Российской империи. Так, в 1869 г. Н.Н. Миклухо-Маклай предложил провести экспедицию на острова Океании. Он стал первым ученым, исследовавшим быт и традиции папуасов Новой Гвинеи. 

В 30-е гг. ХХ столетия, когда, по замечанию члена-корреспондента РАН А.В. Головнева, «наука о народах попала в политическую опалу», отделение этнографии временно прекратило работу и возобновило деятельность в год столетнего юбилея Русского географического общества (1945), уже после окончания Великой Отечественной войны. Во второй половине ХХ в. ученых интересовали фундаментальные вопросы, которые касались этноса и его происхождения. Среди прочих выступавших с докладами на эту тему был Л.Н. Гумилев. 

К началу нового столетия вопросами этнографии занимались лишь несколько комиссий в разных регионах страны, однако в 2009 г. начали воссоздаваться традиционные отделения и комиссии Русского географического общества. В 2013 г. возобновила работу и Этнографическая комиссия. Ее возглавил руководитель Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН академик В.А. Тишков.

По мнению А.В. Головнева, «в России наука о народах была “почвенной” — выросшей из реальных обстоятельств и нужд». Сейчас в России проживает около 160 национальностей. Не поэтому ли «этнография — самая российская из наук»**?

*К слову, «История» Геродота — первое полностью сохранившееся европейское прозаическое произведение.

**Головнев В.А. Этнография в российской академической традиции // Этнография. 2018. № 1. С. 32, 33.

Источники фото: Kyle Glenn on Unsplash