0 комментариев 461

Исследователи из РФ и их коллеги из-за рубежа изучили работу лекарства от астмы на клеточном уровне

Полученные результаты помогут лучше понимать особенности работы некоторых белков человеческого организма, а также усовершенствовать препараты – увеличить их эффективность и снизить побочные эффекты

Ученые исследовали, как лекарство от астмы взаимодействует с белком внешней оболочки клеток. Полученные результаты могут помочь сделать препараты от астмы лучше - например, усилить их действие при снижении побочных эффектов. Результаты исследования опубликовал научный журнал Science Advances. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу МФТИ.

В ходе работы исследователи из России, США, Канады, Франции и Германии исследовали одну из белковых молекулярных машин, которые встроены во внешнюю оболочку клетки. Такие рецепторы воспринимают сигналы извне и передают их внутрь клетки. Сигналы могут представлять собой частицы света, молекулы жира, небольшие белки или фрагменты ДНК. Эффект, который вызывает такой рецептор, может привести к различным последствиям - от деления или перемещения клетки до ее гибели. Такое "клеточное общение" — ключевой этап функционирования нашего организма.

Ученым было важно понять две вещи - как устроены эти биологические машины и как на них можно повлиять, ведь около 40% существующих лекарств действуют именно на эту группу белков. Главный объектом исследования был рецептор CysLT1. Он участвует в воспалительных процессах и играет важную роль в развитии аллергических заболеваний, в том числе астмы, от которой сейчас страдает около 10% населения планеты.

Авторы работы получили детальную 3D-структуру рецептора с кристаллами двух лекарств, которые прописывают для лечения астмы, аллергического ринита и крапивницы: зафирлукастом и пранлукастом. Кристаллы с пранлукастом, по данным исследователей, получились относительно крупными - 0,3 мм в длину, а кристаллы с зафирлукастом могли дорасти лишь до нескольких микрометров.

Результаты работы ученых помогут лучше понимать особенности работы некоторых белков человеческого организма, а также поможет в дальнейшем усовершенствовать препараты от астмы - увеличить их эффективность и снизить побочные эффекты, отмечают авторы работы.

Иллюстрация: Участки CysLT1 (обозначены оранжевым цветом), отвечающие за активацию рецептора, в сравнении с другими GPCR