Новое исследование Кембриджского университета (Великобритания) показало, что евразийские сойки могут пройти версию «зефирного теста» на силу воли. При этом птицы с самым высоким уровнем самоконтроля также лучше себя проявляют в интеллектуальных тестах, сообщает пресс-служба вуза. Результаты эксперимента представлены в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B.

Самоконтроль — способность сопротивляться искушению в пользу лучшей, но отсроченной награды — это жизненно важный навык, лежащий в основе эффективного принятия решений и планирования будущего. Ранее было показано, что самоконтроль связан с интеллектом у людей, шимпанзе и — в более раннем исследовании авторов данной работы — у каракатиц.

Последние результаты показывают, что связь между интеллектом и самоконтролем существует и у соек. Сойки — представители семейства врановых. А врановые отличаются тем, что прячут свою еду, чтобы сохранить ее на потом. Другими словами, им нужно отложить немедленное удовлетворение, чтобы спланировать будущие приемы пищи. Исследователи считают, что это могло способствовать эволюции самоконтроля у этих птиц.

Из всех врановых, как отмечают ученые, сойки особенно уязвимы перед «грабителями»: их тайники – лакомый кусочек для других птиц. Самоконтроль также позволяет сойкам ждать подходящего момента, чтобы спрятать свою еду, не будучи замеченными или услышанными.

Чтобы проверить силу воли у этих птиц, исследователи протестировали десять евразийских соек (Garrulus glandarius). Их эксперимент вдохновлен Стэнфордским «зефирным тестом» 1972 года, в котором детям предлагался выбор: взять одну зефирку прямо сейчас или получить две, если подождут.

Вместо зефира сойкам предлагали мучных червей, хлеб и сыр. Мучные черви – любимое лакомство соек, а хлеб и сыр – на втором месте, но разные особи по-разному предпочитают один продукт другому.

Птицы должны были выбирать между хлебом или сыром, которые были доступны сейчас же, и мучным червем, которого они видели через стекло, но добраться до которого они могли только после задержки, когда к ним выезжал бокс (смотри видео). Мучной червь был недоступен от пяти секунд до пяти с половиной минут – если птица сопротивлялась искушению и не брала сразу хлеб или сыр.

Всем птицам в эксперименте удалось дождаться червя, но некоторые смогли ждать гораздо дольше других. Лучший результат показала сойка, которая проигнорировала кусок сыра и пять с половиной минут ждала мучного червя. А птицы с самой слабой силой воли могли ждать максимум 20 секунд. Примечательно, что сойки отводили взгляд от хлеба или сыра, когда их преподносили им, словно чтобы отвлечься от соблазна.

Исследователи также предложили сойкам пять когнитивных задач, которые обычно используются для оценки общего интеллекта. Птицы, которые лучше справились с этими задачами, также дольше ждали награды в виде мучного червя. Это говорит о том, что самоконтроль у соек связан с интеллектом. При этом, если птица хорошо справлялась с одной из задач, она была так же хороша и в решении остальных.

Сойки также корректировали свой самоконтроль в зависимости от обстоятельств: в другом эксперименте, где червя было видно, но он был вне досягаемости, сойки всегда ели хлеб или сыр. Эта гибкость показывает, что сойки откладывают удовлетворение только тогда, когда оно оправдано.

[Фото: Alex Schnell]