Группа исследователей во главе с учеными из Колледжа биологических наук Университета Миннесоты (США) подробно описывает, как возникает устойчивость к паразитам у трехиглой колюшки. Результаты исследования, опубликованные в журнале Evolution Letters, могут помочь лучше понять в том числе и некоторые заболевания человека, связанные с образованием рубцовой ткани. Новость появилась на сайте вуза.
В обычных условиях в организме морской трехиглой колюшки и некоторых восприимчивых озерных рыб легко паразитируют быстрорастущие ленточные черви, другие же озерные популяции устойчивы и подавляют рост ленточных червей за счет реакции фиброза. Исследователи проверили, как выращенные в лаборатории рыбы из трех популяций (восприимчивые морские «предки», восприимчивая озерная популяция и устойчивая озерная популяция) реагируют на иммунные провокации. К этим провокациям относятся инъекции натрий-фосфатного буфера (водного раствора солей), квасцов (соединения, которое используют в качестве коагулянта и которое в большом количестве может вызвать фиброз), экстракта белка ленточного червя, а также комбинации квасцов и белка ленточного червя.
Спустя некоторые время все три популяции выработали сильный фиброзный ответ на инъекцию квасцами. Тем не менее, только устойчивая популяция проявляла фиброзную реакцию исключительно на белок ленточного червя. Таким образом, эти популяции различались по своей способности реагировать на белок паразита, но у них был общий путь образования соединительной ткани (собственно, фиброза). Эту рубцовую ткань, похожую на сетку, рыбы используют для ловли паразита. Устойчивая популяция также быстрее включала фиброзный ответ на квасцы и могла быстрее его ослабить (так как иначе он может снизить плодовитость). У неустойчивой же популяции отличие наблюдалась более медленная и продолжительная реакция.
В целом, результаты работы подтверждают, что обнаружение паразитов и вызов иммунного ответа, скорость активации и ослабление иммунной реакции одновременно способствуют развитию устойчивости рыб к паразитам и адаптации к инфекциям в естественных популяциях.
[Фото: AMANDA HUND, UNIVERSITY OF MINNESOTA]