Ученые обнаружили, что непрерывная линия неандертальцев населяла Европу не менее 80 000 лет, пока не вымерла около 40 000 лет назад, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science Advances.

По словам палеогенетика Стефана Пейрегна и его коллег, ДНК, извлеченная из окаменелостей двух европейских неандертальцев, возраст которых примерно 120 000 лет, имеет более близкие генетические связи с европейскими неандертальцами, которым около 40 000 лет, чем с сибирским неандертальцем, также жившим около 120 000 лет назад. Более поздние неандертальцы в Европе и Западной Азии ведут хотя бы часть своей родословной до неандертальцев, представленных недавно выделенной ДНК.

Начало генетической линии европейских неандертальцев около 120 000 лет назад, «прекрасно вписывается в ископаемую летопись», говорит палеогенетик Карл Лалуэса-Фокс из Института эволюционной биологии в Барселоне, который не участвовал в новом исследовании. По его словам, возраст нескольких ранних окаменелостей неандертальцев в Европе составляет около 120 000 лет.

До сих пор у исследователей были окаменелости неандертальцев, но не было ДНК особей, живших более 100 000 лет назад, поэтому генетические связи ранних неандертальцев оставались загадкой. Пейрег из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге (Германия) и его коллеги получили ДНК из кости верхней части ноги взрослого неандертальца, обнаруженной в пещере Хохленштайн-Штадель в Германии, а также из верхней челюсти неандертальца и зубов, найденных в бельгийской пещере Складина.

Новые находки помогают понять предыдущие открытия в сибирской пещере Денисова, говорит Пейрен. Ученые знали, что 90 000-летний человек из пещеры, у которого был один родитель-неандерталец и один родитель-денисовец, обладал более тесными генетическими связями с более поздними европейскими неандертальцами, чем с 120 000-летним неандертальцем из того же сибирского места. Учитывая новые результаты, есть предположение, что некоторые европейские неандертальцы мигрировали на восток и, по крайней мере, частично заменили неандертальцев, уже живущих в Сибири между 120 000 и 90 000 лет назад, подозревает Пейрен.

Исследование 2017 года, основанное на митохондриальной ДНК, обычно наследуемой от матери, показало, что особь Hohlenstein-Stadel принадлежала к материнской линии, которая откололась от всех других неандертальцев около 270 000 лет назад, до того, как какие-либо представители вида отправились в Сибирь. Новое расследование с использованием ядерной ДНК, унаследованной от обоих родителей, обнаружило, что древний ребенок все еще принадлежал к единой, продолжительной линии европейских неандертальцев. Различия в митохондриальной ДНК ископаемого ребенка могли быть вызваны скрещиванием мужчин неандертальцев с женщинами, которые были родственниками древних людей, и у которых была своя собственная сигнатура митохондриальной ДНК, говорит Пейрен.

Эти различия в митохондриальной ДНК могли бы быть введены неандертальцами, которые покинули Европу и двинулись на Ближний Восток, чтобы избежать холодных температур в период 200 000 - 130 000 лет назад, а затем вернулись в Европу, предполагает Лалуэза-Фокс. У путешественников было время, чтобы развить образцы митохондриальной ДНК, немного отличающиеся от соответствующих образцов у других неандертальцев, оставшихся на месте.