Частое использование плантаций масличных пальм приводит к резкому увеличению смертности среди детенышей южных свинохвостых макак (Macaca nemestrina) в дикой природе, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Current Biology. Помимо повышенного риска смерти от хищников и встреч с людьми, воздействие вредных сельскохозяйственных химикатов в этой среде может негативно сказаться на развитии младенцев, сообщает Немецкий центр интегративных исследований биоразнообразия.

В диких популяциях выживание детенышей имеет решающее значение для определения индивидуальной приспособленности и поддержания жизнеспособности популяций.

Исследователи поставили перед собой задачу изучить связь между выращиванием на плантациях масличных пальм и высокой детской смертностью, которую они наблюдали среди диких южных свинохвостых макак в полуостровной Малайзии. В привычной для исследования популяции в этом регионе 57 % всех младенцев, родившихся в период с 2014 по 2023 год, умерли в возрасте до одного года — этот показатель значительно превышает уровень смертности, зарегистрированный в других популяциях диких приматов.

В течение почти десяти лет исследователи следили за двумя группами макак, живущих в тропических лесах и плантациях масличных пальм. Было обнаружено, что длительное пребывание на плантациях в младенческом возрасте в 3 раза увеличивает вероятность детской смертности. Этот ключевой вывод можно объяснить более частыми встречами с хищниками и людьми, а также воздействием вредных химических веществ, таких как пестициды.

Некоторые из этих рисков относительно очевидны: младенцы-макаки чаще становятся жертвами одичавших собак, которые стаями бродят по плантациям, или попадают в руки людей и незаконно продаются в качестве домашних животных. Но долгосрочное воздействие пестицидов, используемых для управления монокультурами, на млекопитающих дикой природы гораздо менее очевидно и очень плохо изучено.

Исследование также выявило повышенный уровень младенческой смертности, когда матери рожали впервые или когда между двумя родами подряд был большой интервал, что противоречит данным исследований, которые сообщают о повышенной смертности, когда межродовой интервал короче. Ключевую роль может играть накопление или поглощение пестицидов в организме матери: «Литература свидетельствует о том, что некоторые вредные вещества, используемые в сельском хозяйстве, могут пересекать плацентарный барьер и передаваться еще не родившемуся потомству. Мы также знаем, что некоторые жирорастворимые молекулы могут передаваться через грудное молоко», — говорит ведущий автор исследования доктор Анна Хольцнер. Соответственно, чем дольше химические вещества накапливаются в организме матери, тем большее влияние они могут оказывать на развитие плода во время беременности, а также в период лактации.

Исследование подчеркивает настоятельную необходимость борьбы с антропогенными угрозами для животных в сельскохозяйственных ландшафтах. Использование пестицидов привело к резкому сокращению видов насекомых, поэтому химический анализ необходим для понимания воздействия удобрений на млекопитающих дикой природы.

Результаты подчеркивают острую необходимость внедрения экологически безопасных методов выращивания, которые минимизируют риски для популяций диких животных, а также для людей, живущих вблизи плантаций.

[Фото: Anna Holzner]