Каждый год 27 февраля в мире отмечается Международный день полярного медведя или, по-русски, День белого медведя. Дата установлена международной организацией Polar Bears International (PBI), которая борется за сохранение популяции этого животного. Цель праздника — привлечь внимание к охране самого крупного обитателя Арктики и одновременно наземного хищника планеты.

Белый медведь — красивое, благородное животное, живой символ Арктики. Он близкий родственник бурого медведя и второй по величине сухопутный хищник планеты. По данным Всемирного фонда дикой природы, сейчас на свете живет не больше 25–30 тыс. полярных медведей, которые обитают вблизи Северного полюса на арктических территориях Канады, США (Аляска), России, Норвегии (Шпицберген) и Дании (Гренландия).

Это самый крупный хищный зверь на планете: самцы в среднем достигают 2,5 м длины и 450–600 кг веса, а самки вырастают до 2 м длины и 200–300 кг веса. Самым крупным зарегистрированным белым медведем считается самец, весивший 1002 кг и обитавший на северо-западе Аляски в 1960 г.

Белые медведи — очень быстрые животные, способные передвигаться по суше со скоростью до 40 км/ч, а в воде до 10 км/ч. Благодаря меху и десятисантиметровому толстому слою подкожного жира они очень легко переносят арктические холода. У них хорошо развиты слух, зрение и обоняние: последнее позволяет учуять основной вид добычи — кольчатую нерпу и морского зайца — на расстоянии километра.

Белые медведи редко живут больше 25 лет. Самый пожилой из зарегистрированных диких медведей умер в возрасте 32 лет. Долгожительницей в неволе была самка, которая умерла в 1991 г. в возрасте 43 лет. Причины смерти белых медведей самые разные: старость, голод, ранения в боях или при несчастных случаях.

Спасти белого медведя

Начиная с 1970-х гг. жизнь белых медведей оказалась под угрозой. Все нараставшие глобальное потепление, браконьерство, чрезмерное рыболовство, загрязнение Арктики начали приводить к сокращению численности этого вида животных — ожидается, что к 2050 г. популяция вида может сократиться на 30%.

Поэтому еще в 1973 г. Канада, США, Россия, Норвегия и Дания подписали Международное соглашение о сохранении белых медведей. Оно обязывает участников сотрудничать в исследованиях и усилиях по сохранению во всем ареале белого медведя. Были введены ограничения на рекреационную и коммерческую охоту и запрет на охоту с самолетов и ледоколов. А в 2000 г. было заключено Соглашение между правительствами Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя.

В России белый медведь с разной частотой встречается от Баренцева до Чукотского морей и Берингова пролива, включая архипелаги Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, Медвежьи острова, остров Врангеля.

5 июля 2010 г. Министерство природных ресурсов и экологии РФ опубликовало стратегию сохранения белого медведя. Ее цель — «определить механизмы сохранения популяций белого медведя в российской Арктике в условиях роста антропогенного воздействия на морские и прибрежные экосистемы и изменения климата в Арктике». Для этого в 2016 г. российские ученые и Всемирный фонд дикой природы России инициировали создание экспертно-консультативной группы для изучения и сохранения белых медведей, живущих в Карском и Баренцевом морях. Белый медведь был занесен в Международную Красную книгу и в Красную Книгу России.

В дополнение к этому в рамках национального проекта «Экология» впервые в истории страны запланировано проведение полного учета численности белых медведей на территории РФ. В 2021 г. авиаучет белых медведей был проведен в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, в 2022 г. — в море Лаптевых и Карском море, в 2023 г. планируется провести учет в восточной части Баренцева моря и акватории Земли Франца-Иосифа. По его результатам предполагается получить самые полные данные о состоянии популяции белого медведя на территории нашей страны.

Материал подготовлен по открытым источникам.

Фото на главной странице: Hans-Jurgen Mager on Unsplash