Каждый год 27 февраля в мире отмечается Международный день полярного медведя или, по-русски, День белого медведя. Дата установлена международной организацией Polar Bears International (PBI), которая борется за сохранение популяции этого животного. Цель праздника — привлечь внимание к охране самого крупного обитателя Арктики и одновременно наземного хищника планеты.

Белый медведь — красивое, благородное животное, живой символ Арктики. Он близкий родственник бурого медведя и второй по величине сухопутный хищник планеты. По данным Всемирного фонда дикой природы*, сейчас на свете живет не больше 25–30 тыс. полярных медведей, которые обитают вблизи Северного полюса на арктических территориях Канады, США (Аляска), России, Норвегии (Шпицберген) и Дании (Гренландия).

Это самый крупный хищный зверь на планете: самцы в среднем достигают 2,5 м длины и 450–600 кг веса, а самки вырастают до 2 м длины и 200–300 кг веса. Самым крупным зарегистрированным белым медведем считается самец, весивший 1002 кг и обитавший на северо-западе Аляски в 1960 г.

Белые медведи — очень быстрые животные, способные передвигаться по суше со скоростью до 40 км/ч, а в воде до 10 км/ч. Благодаря меху и десятисантиметровому толстому слою подкожного жира они очень легко переносят арктические холода. У них хорошо развиты слух, зрение и обоняние: последнее позволяет учуять основной вид добычи — кольчатую нерпу и морского зайца — на расстоянии километра.

Белые медведи редко живут больше 25 лет. Самый пожилой из зарегистрированных диких медведей умер в возрасте 32 лет. Долгожительницей в неволе была самка, которая умерла в 1991 г. в возрасте 43 лет. Причины смерти белых медведей самые разные: старость, голод, ранения в боях или при несчастных случаях.

Спасти белого медведя

Начиная с 1970-х гг. жизнь белых медведей оказалась под угрозой. Все нараставшие глобальное потепление, браконьерство, чрезмерное рыболовство, загрязнение Арктики начали приводить к сокращению численности этого вида животных — ожидается, что к 2050 г. популяция вида может сократиться на 30%.

Поэтому еще в 1973 г. Канада, США, Россия, Норвегия и Дания подписали Международное соглашение о сохранении белых медведей. Оно обязывает участников сотрудничать в исследованиях и усилиях по сохранению во всем ареале белого медведя. Были введены ограничения на рекреационную и коммерческую охоту и запрет на охоту с самолетов и ледоколов. А в 2000 г. было заключено Соглашение между правительствами Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя.

В России белый медведь с разной частотой встречается от Баренцева до Чукотского морей и Берингова пролива, включая архипелаги Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, Медвежьи острова, остров Врангеля.

5 июля 2010 г. Министерство природных ресурсов и экологии РФ опубликовало стратегию сохранения белого медведя. Ее цель — «определить механизмы сохранения популяций белого медведя в российской Арктике в условиях роста антропогенного воздействия на морские и прибрежные экосистемы и изменения климата в Арктике». Для этого в 2016 г. российские ученые и Всемирный фонд дикой природы России инициировали создание экспертно-консультативной группы для изучения и сохранения белых медведей, живущих в Карском и Баренцевом морях. Белый медведь был занесен в Международную Красную книгу и в Красную Книгу России.

В дополнение к этому в рамках национального проекта «Экология» впервые в истории страны запланировано проведение полного учета численности белых медведей на территории РФ. В 2021 г. авиаучет белых медведей был проведен в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, в 2022 г. — в море Лаптевых и Карском море, в 2023 г. планируется провести учет в восточной части Баренцева моря и акватории Земли Франца-Иосифа. По его результатам предполагается получить самые полные данные о состоянии популяции белого медведя на территории нашей страны.

*(Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Всемирным фондом дикой природы (WWF) либо касается деятельности иностранного агента Всемирного фонда дикой природы (WWF))

Материал подготовлен по открытым источникам.

Фото на превью: Hans-Jurgen Mager on Unsplash