«Научная Россия» побывала в Архангельске и встретилась с Валентином Викторовичем Гинтовым ─ бывшим министром сельского хозяйства Архангельской области, директором Архангельского НИИ сельского хозяйства ФИЦ КИА им. Н.П. Лаверова УрО РАН. Мы поговорили об аграрной науке, холмогорских коровах и знаменитом архангельском картофеле.

─ Валентин Викторович, казалось бы, какое сельское хозяйство может быть на Севере? Но опыт Архангельской области показывает, что и в условиях российской Арктики можно добиться впечатляющих результатов.

─ Действительно, ранее север России в области сельского хозяйства никогда серьезно не отмечался на уровне государства. Советская власть считала, что основная задача Архангельской области ─ поставка за рубеж лесопромышленной продукции, которая продавалась в огромном количестве и приносила хорошую экспортную выручку. Сельскому хозяйству же уделялось самое скромное внимание, обеспечение региона шло через систему военторгов,  управлений рабочего снабжения лесников и лесопереработчиков  Но, когда началась перестройка, встал вопрос о том, что нужно восстанавливать продовольственную безопасность страны, обеспечивать свою территорию своей собственной продукцией. В это время я как раз пришел в Архангельскую область на должность заместителя руководителя администрации по сельскому хозяйству и председателя «Агропромсоюза». Задачей, которую правительство региона перед собой тогда ставило, было развитие сельского хозяйства на новой основе. Серьезным поддерживающим документом была Программа развития Нечерноземной зоны РФ, куда входил весь северо-запад России, включая Архангельскую область.

Постепенно началось строительство новых животноводческих комплексов  в Архангельской области: за это время их было построено около сотни. Впервые за долгое время скот стал содержаться в хороших условиях, стали выполняться новые нормы и отрабатываться новые технологии его содержания. Особое внимание было уделено и развитию оленеводства, стали отслеживать развитие оленей и т.д. Также была разработана программа по искусственному осеменению оленей.

Большое внимание начали уделять развитию кормовой базы в животноводстве. К счастью, здесь у нас было на что опереться, потому что с 1924 года в регионе работала Котласская опытная станция. Кроме того, к этому времени у нас уже была Холмогорская опытная станция, где мы серьезно занимались животноводством и лугопастбищными культурами для кормопроизводства.

─ Холмогорская корова, выведенная еще в XVII веке для содержания в условиях Русского Севера, можно сказать, один из главных брендов Архангельской области?

─ Все верно. Знаменитая холмогорка ─ наша гордость. Это уникальная молочная порода крупного рогатого скота, представители которой адаптированы к жизни на Севере. Сегодня коровы холмогорской породы содержатся в 11 субъектах РФ, занимают 3 место по объемам удоя из 26 молочных пород в России. Наши холмогорские коровы приспособлены к суровым климатическим условиям и менее склонны к заболеваниям. Это очень неприхотливое животное, которое на протяжении последних 200 лет неоднократно выручало нашу страну в голодное время.

Холмогорская корова впервые была выведена российскими селекционерами в XVII веке в Двинском уезде (ныне ─ Архангельская область) на севере Русского государства. Сегодня работы по скрещиванию холмогорки продолжают ученые Архангельского НИИ сельского хозяйства

За последние годы архангельскими селекционерами под руководством доктора сельскохозяйственных наук, заведующего лабораторией определения племенной ценности животных в нашем НИИ Валентина Петровича Прожерина была проделана очень большая работа по внутрипородному  скрещиванию холмлгорки с голштинами. В результате получен новый тип холмогорки ─ «Северный». Одновременно нам приходилось решать целый комплекс вопросов, чтобы увеличить продуктивность наших животных практически в три раза, и сегодня мы находимся в десятке по этому показателю в России. Нужно иметь в виду, что холмогорка, в отличие от других пород, не подлежит поглотительному скрещиванию, при котором исходная порода в течение нескольких поколений преобразуется в другую, ─ это запрещено всеми документами Министерства сельского хозяйства и племенных служб России.

─ Я слышала, что вы испробовали самые разные способы по улучшению продуктивности и условий содержания животных, даже включали классическую музыку коровам. Это правда?

─ Да, было и такое. В течение 15 лет я возглавлял совхоз «Коряжемский» в Архангельской области. Этот совхоз был одним из образцово-показательных, как тогда говорили. Многие приезжали к нам, чтобы посмотреть на наших коров. В конце 70-х-начале 80-х появилось научное подтверждение того, что чем комфортнее животное себя чувствует, тем больше настраивается на отдачу той продукции, которую от нее ждут, в нашем случае  ─ молока. Поэтому, да, мы стали культивировать некие релаксационные моменты: во дворе стояли колонки, из которых транслировалась классическая музыка.

─ И что, помогало?

─ Вы знаете, да. Наши специалисты ежедневно измеряли количество надоев от каждой коровы и отметили положительную динамику. Корова, как и любое другое существо, находясь в комфортной среде, начинает чувствовать себя очень хорошо. Что касается репертуара, то, конечно, о том, чтобы включать рок, например, речи и быть не могло. Думаю, от него животным могло, напротив, стать хуже. Это должна быть только классическая музыка, проверенная временем.

─ Ваши ученые занимаются также изучением происхождения и племенной ценности коров.

─ Да. Ранее мы шли методом иммуногенетики, определяя маму и папу животного, его происхождение. Очень важно иметь информацию минимум о 3-4 поколениях коров. Сейчас мы уже выходим на евразийскую площадку, и недавно на конкурсной основе выиграли лабораторию на 10 человек, где, в частности, методом ДНК-технологий ученые будут проводить исследование происхождения животных. Таким образом, мы надеемся, нам удастся выявить и подготовить наших животных, за счет многолетней селекции, к тому, чтобы они давали востребованное и высококачественно молоко ─ так называемое «умное молоко» А2,  которое считается более полезным для человеческого организма, особенно для детей. Сегодня имеются серьезные наработки в этом вопросе, и есть хозяйства, которые уже выходят с этой востребованной продукцией на рынок.

Справка: Архангельский НИИ сельского хозяйства известен не только молочным животноводством, но и коневодством, оленеводством. Здесь создано генофондное хозяйство-оригинатор по мезенской породе лошадей на базе СПК «Рыбколхоз «Север» и 4 базовых хозяйства. Разработана и внедряется система сохранения и совершенствования генофонда породы. Здесь создано  высокопродуктивное племенное стадо северных оленей путем скрещивания животных колгуевской и малоземельской популяций. Разработана и внедряется система генетического мониторинга северных оленей при использовании ДНК-технологий в условиях  Ненецкого автономного округа. 

─ Поговорим о другом интересном направлении ─ растениеводстве. Насколько я знаю, архангельская земля настолько уникальна, что выращивать картофель (еще одна визитная карточка региона) сюда приезжают из других регионов страны...

─ Да, говоря о растениеводстве, действительно, стоит остановиться на картофеле, потому что именно в этом направлении удалось добиться наибольших успехов. Пожалуй, самое нежелательное явление, когда вы выращиваете картофель, ─ это воздействие вредных бактерий. Так вот, если всю эту заразу, простите за грубое слово, принять за 100%, то на долю Архангельской области, в сравнении с остальной Россией, приходится всего 7-8%.

─ Практически стерильные условия.

─ Да, так и есть. Таковы особенности наших зим и нашего климата. Хочу добавить, что наш семенной фонд картофеля по праву считается одним из лучших в России. В целом, архангельский картофель хорошо растет, долго хранится и обладает прекрасным вкусом, поэтому он известен по всей России, и даже за ее пределами.

─ Белые ночи помогают картофелю лучше расти?

─ Конечно, и это вполне естественно. Так же, как и человеку, картофелю для роста нужно солнце, его энергия. Белые ночи как раз и дают дополнительную энергию на ранних этапах роста картофеля. Важно также и хорошее увлажнение. Вообще, говорят, что есть два места в России, где растет самый прекрасный картофель ─ это Архангельская область и предгорья Северного Кавказа.

Ежегодно в Архангельской области выращивают более 80 тыс. шт. пробирочного меристемного картофеля, более 500 тыс. тепличных миниклубней, более 60 тыс. ─ в питомниках полевого испытания. Производится более 3000 тонн семян высших репродукций (для посадки на площади 800-900 га)

Больших успехов мы добились и в выращивании многолетних трав, например клевера, семена которого богаты протеином ─ этот белок особенно хорош в качестве кормовой базы для животных. Наш клевер пользуется большим спросом у соседей: Республики Карелия, Вологодской области и др. Сейчас мы очень активно занимаемся выращиванием клевера и пытаемся восстановить ту цепочку по селекционному получению наших кормовых трав, которая существовала ранее, когда семена клевера производила не только Котласская  опытная станция, но подключались и другие хозяйства. Мало просто получить семена ─ их нужно где-то размножить, а для этого необходимо иметь сеть партнеров. К счастью, Министерство сельского хозяйства Архангельской области поддерживает наши инициативы в этом направлении, и я думаю, что в ближайшее время мы добьемся хороших результатов.

Интервью проведено при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.