Количество материалов из пластика ежегодно растет. Полимеры занимают одно из первых мест в составе твердых бытовых отходов и опасны для окружающей среды. Период их разложения может составлять от 100 до 500 лет. Ученые Пермского Политеха предложили способ переработки пластика, с помощью которого можно получить полезные продукты – дизельное топливо и сырье для нефтехимии. Технология сможет стать альтернативой сжиганию.

Установка для испытания катализаторов крекинга в псевдоожиженном слое ACE R+ (Kayser Technology Inc., США). Фото: пресс-служба Пермского Политеха

Результаты исследования ученые опубликовали в сборнике «Химия. Экология. Урбанистика».

– Сейчас полимерные отходы, которые не подлежат переработке, сжигают или подвергают захоронению. Эти способы утилизации приводят к образованию парниковых газов и отрицательно влияют на окружающую среду. Поэтому мы предложили такую технологию, которая позволила бы не только утилизировать отходы, но и получить ценные продукты: дизельное топливо и сырье для нефтехимии, – рассказывает доцент кафедры «Химические технологии» Пермского Политеха, директор НОЦ FCC, кандидат химических наук Александр Чудинов.

Более половины всего объема полимерных материалов составляют полиэтилен, полипропилен и полиэтилентерефталат (ПЭТ), поэтому их переработка становится все более актуальной задачей, считают ученые.

Сейчас на нефтеперерабатывающих предприятиях используют установки каталитического крекинга для получения высокооктанового бензина, газойля и других продуктов. При этом процессе тяжелые молекулы углеводородов нагреваются и распадаются на легкие. Ученые предложили добавлять к этому сырью пластиковые отходы.

– Мы исследовали свойства полученного раствора и установили, что отходы можно вводить и в сырье, и в потоки, которые циркулируют в установке. Превращения композиций мы изучили с помощью специальной лабораторной установки при температуре 527 °С. Результаты экспериментов показали, что полиэтилен можно переработать практически без снижения эффективности процесса, – поясняет химик.

По словам ученых, разработка может быть полезна для внедрения на предприятиях нефтеперерабатывающей сферы.

Источник информации и фото: пресс-служба Пермского Политеха