Используя орбитальный телескоп «Хаббл», международный коллектив астрономов открыл девять гигантских звезд в кластере R136, сообщает пресс-служба ESA (Европейского космического агентства). Подробности открытия, которое проливает свет на некоторые тайны образования звезд, изложены в статье в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Ученые под руководством Пола Кроутера (Paul Crowther) из Шеффилдского университета (Великобритания) изучили комбинированные снимки, полученные камерой Wide Field Camera 3 (WFC3) и спектрографом STIS, установленных на орбитальном телескопе «Хаббл». На снимках впервые отчетливо виден молодой звездный кластер R136 в ультрафиолетовом спектре.

R136 — кластер размером всего несколько световых лет, расположен в туманности Тарантула внутри Большого Магеланнова облака, в 170 тысячах световых лет от нас. Молодой кластер содержит множество очень массивных, горячих и ярких звезд, излучающих по большей части в ультрафиолетовом спектре. Именно Кроутер в 2010 году обнаружил четыре звезды в этом кластере массой в 150 масс Солнца. Тогда это считалось пределом для звезд. Позже в кластере R136a1 были найдены звезды массой более 250 масс Солнца.

В R136 обнаружены десятки звезд массой более 50 масс Солнца и девять звезд массой, превышающей 100 солнечных масс. Они еще и очень яркие. Их совокупная светимость превышает светимость нашего светила в 300 млн раз.

Ученые замерили истечение вещества из этих гигантов. Оказалось, что каждый месяц звезды отбрасывают материал огромной массы, сравнимой с массой Земли. Потеря материала звезд происходит на скорости, приближающейся к 1% скорости света, что говорит о том, звезды будут жить недолго.

Происхождение таких гигантских звезд остается загадочным, поэтому ученые продолжат анализировать снимки телескопа. Гипотетически нужно искать двойные системы в кластере R136, потому что они могут представлять собой массивные двойные черные дыры, которые в процессе сливания образуют гравитационые волны.

«Мы с коллегами хотим отметить бесценную работу астронавтов, которые рискуя жизнями во имя будущего науки, починили STIS во время последнего обследования "Хаббл"», — цитирует пресс-служба Пола Кроутера.

Ранее портал Научная Россия рассказывал о снимке спектрографа STIS, который показал парную структуру туманности M2-9 с высокой детальностью. (См. «Бабочка Минковского в исполнении «Хаббла» — такого вы еще не видели».)