В течение 2022 г. портал «Научная Россия» рассказывал об атомной энергии и сельском хозяйстве, человеческом и искусственном разуме, новых материалах и коренных малочисленных народностях. Каждой теме мы посвятили отдельный месяц, в который выпускали статьи соответствующей тематики и интервью с учеными. Последний месяц года мы посвящаем гуманитарным и общественным наукам: расскажем про археологические итоги года и книгу об Александринском дворце, выпущенную Институтом археологии РАН, опубликуем статью о герменевтике ― теории и методах интерпретации текстов. А в конце месяца подведем научные итоги года.

Развитие и становление гуманитарных наук

Гуманитарные науки, о которых вы говорите,

тогда только будут удовлетворять человеческую мысль,

когда в движении своем они встретятся с точными науками

и пойдут с ними рядом.

А.П. Чехов. Дуэль

Гуманитарные науки, хоть и возникли тысячелетия назад, отдельной категорией познания стали относительно недавно. В середине XVIII в. писатель и философ Дени Дидро начинает писать монументальный труд ―  «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», который, как будет позже написано во вступлении, должен «объединить знания, рассеянные по поверхности земной, изложить их в общей системе для людей, с которыми мы живем, и передать их людям, которые придут за нами». К работе над многотомником Дидро приглашает выдающихся ученых эпохи Просвещения, среди которых французский философ, математик и механик Жан д’Аламбер.

В «Очерке происхождения и развития наук» ― вступительной статье к «Энциклопедии» ― д’Аламбер заложил фундамент современного понятия «гуманитарные науки». Опираясь на принципы, по которым науку классифицировал английский философ Френсис Бэкон, Жан д’Аламбер объединил логику, историю, юридическую, экономическую и политическую науки, литературу и искусство в «науку о человеке».

Работа д’Аламбера привела к реформам в европейской системе образования начала XIX в. Гуманитарные науки стали отделять от технических и преподавать как отдельные университетские дисциплины. В начале XIX в. школы даже тестировали детей на склонность к точным или гуманитарным дисциплинам. Так сложилось понятие «науки о духе» ― этот термин распространился после публикации работы немецкого историка культуры и философа Вильгельма Дильтея «Введение в науки о духе», где ученый противопоставил гуманитарные и естественные познания. Во второй половине XIX в. гуманитарное знание практически полностью сформировалось в том виде, в котором мы знаем его сейчас.

В отличие от естественных наук, изучающих мир, который живет по относительно вечным и единым для всех законам, и опирающихся на отношения субъекта и объекта, гуманитарные науки стремятся к  познанию человека и переменчивых человеческих отношений. Само название гуманитарных наук идет от латинского слова humanitas, которое в переводе объединяет и человеческую природу, и достоинство, и образованность, и духовную культуру.

Именно в конце XIX в. становится особенно необходимым понимать человека и общество. Промышленная революция, основанная на машинном труде, сформировала новые экономические отношения и привлекла в города значительно больше людей. Образование стало доступнее. Более уверенная демократизация общества, новые социальные слои и статусы потребовали нового знания о человеке и процессах, происходящих в обществе, в том числе, чтобы эффективно организовать жизнь нового социума и управлять им. Тогда и появилась новая сфера гуманитарного знания как самостоятельной области науки.

Так гуманитарные науки прошли путь от риторики и грамматики Античности через образовательную систему Средневековья и реформы эпохи Просвещения к их современному виду. Сегодня гуманитарные исследования используют достижения естественных и технических наук для получения и уточнения информации, например для точного датирования найденных археологами артефактов и математического моделирования исторических процессов.

О различных гранях гуманитарных наук читайте в декабре на портале «Научная Россия».

 

Источник фото на главной странице: sergign / ru.123rf.com