Прямо при входе на второй этаж Московского Зоологического музея МГУ бросается в глаза совершенно удивительный экспонат: в стеклянной витрине выставлено изображение герба Российской империи, которое на первый взгляд кажется вышитым разноцветными бусами и бисером. При более внимательном осмотре обнаруживаешь, что герб выложен из нескольких тысяч насекомых, аккуратно наколотых на булавки. Этому объекту уже почти две сотни лет и с ним связаны имена одного из отцов биоспелеологии и русского разведчика Николаевских времен. Герб остается неразгаданной загадкой-посланием из прошлого.
В этой своеобразной энтомологической коллекции и, одновременно, уникальном художественном произведении собраны типичные представители энтомофауны Словении, а точнее, Иллирии — это древнее название западной части Балканского полуострова, живописной страны известковых горных цепей и прекрасных пастбищ. Впрочем, с академической точки зрения ценность коллекции невелика, но об этом ниже.
Этой картине-коллекции почти 180 лет, в 1842 году она была подарена Московскому Обществу любителей антропологии естествознания и этнографии, влившемуся после революции в состав Московского Общества испытателей природы. Этот подарок сделал русским коллегам Фердинанд Йожеф Шмидт — самобытный словенский ученый-энтомолог, исследователь пещер, писатель и художник.
Изображение составлено более чем из 5500 экземпляров жуков, преимущественно семейства листоедов, в основном вида листоед мятный. Кроме них там есть жуки-долгоносики, мертвоеды, жужелицы, рогачи, щелкуны, трубковерты, чернотелки. Украшают герб бабочки 20 видов. Среди них — бражники липовый и олеандровый и сиреневый, адмирал, аполлон, махаон, павлиний глаз, голубянки, ленточницы и другие.
«Этот замечательный экспонат неоднократно реставрировался. Все-таки ему почти 180 лет и за этот срок кое-что было утрачено, — рассказывает старший научный сотрудник Зоомузея, энтомолог Андрей Валентинович Свиридов. — После революции наступил период, когда имперский герб оказался, так скажем, не в чести. И его уже не выставляли в музее, он был скрыт в хранилище в отделе энтомологии, там был огромный шкаф с выдвижными ящиками, где хранились коллекции. А герб был припрятан за самим шкафом. Его старались скрыть от излишне придирчивых глаз. Сохранить герб удалось только благодаря его несомненной художественной ценности. Его реставрировали трижды, подбирая утраченных насекомых. Я сам подбирал бабочек, тщательно выбирая представителей именно Балканской энтомофауны. Сложнее было подобрать одинаковых по размеру и цвету мелких жуков, а их было нужно немало. Мы брали их из наших музейных сборов, что хранятся «на вате» а не на булавках, а некоторые экземпляры даже приходилось и подлавливать. А сама картина — это была, конечно, типичная "сумасшедшая идея", причуда Фердинанда Йожефа Шмидта, который славился как большой оригинал».
Фердинанда Йожефа Шмидта можно, хоть и с некоторой натяжкой, считать «отцом» биоспелеологии как научной дисциплины. Именно ему принадлежит честь исследования и опубликования описания первого обнаруженного представителя пещерной фауны — жука Leptodirus hochenwartii. Загадочный жучок был впервые обнаружен в 1831 году помощником фонарщика Лукой Чецем (Luka Čeč), исследовавшим пещерную систему Постойнска-Яма. Он передал его графу Францу фон Хоэнварту, который, не сумев определить видовую принадлежность находки, попросил это сделать именно Фердинанда Йожефа Шмидта. Тот понял, что перед ним новый для науки вид, назвал его в честь любознательного графа (бывшего, ко всему прочему еще и основателем Национального музея Словении в Любляне) и описал его в статье Illyrisches Blatt. Статья эта представляет собой первое в науке формальное описание пещерных животных. Последующие исследования Шмидта позволили обнаружить и других ранее неизвестных пещерных обитателей, которые вызвали значительный интерес среди биологов.
«Картина эта не представляет особого научного интереса хотя бы потому, что все эти насекомые не были этикетированы, мы не знаем точно, где и когда они были собраны — говорит Андрей Валентинович. — Но для истории нашего музея она представляет немалую ценность. Ведь известно, что Фердинанд Йожеф Шмидт был дружен с другой замечательной личностью — русским ученым-энтомологом Виктором Ивановичем Мочульским, много путешествовавшим по Европе, выполнявшим еще и дипломатические миссии. И эта коллекция-картина была даже скорее больше подарком ему, чем музею. У нас в музее хранятся энтомологические коллекции Мочульского, они бесценны, в них немало экземпляров, являющихся международными эталонами для многих видов».
Фердинанд Иожеф Шмидт и В.И.Мочульский
Виктор Иванович Мочульский был и вправду более чем примечательной личностью. Военный, в чине полковника, он был не просто дипломатом, но и разведчиком Генштаба Российской Империи. Он попадал в плен к кавказским горцам, сражался с воинственными кочевниками в Киргизии, водил в бой диверсионные отряды, посещал дворы восточных владык, бывал в Персии и Индии, на Цейлоне и в Панаме. При этом записки Мочульского, недавно изданные в виде книги, отличаются редкостным по тем временам вольнодумством, критикой режима, свободой мысли. Отвлекаясь в сторону, заметим, что «вольнодумство» и в николаевскую эпоху было не таким уж редким явлением у людей, востребованных государством, будь то в силу талантов или социального положения. Так или иначе, истинной страстью Мочульского была наука, возможно не раз игравшая роль прикрытия, но все же сделавшая его именно знаменитым ученым, а не разведчиком.
Когда картину реставрировали, ученые Зоомузея старались подобрать насекомых, максимально схожих с теми, что были в оригинале. Надкрылья жуков таинственно поблескивают из-за стекла витрины, узоры крыльев бабочек напоминают своеобразные иероглифы, зашифрованное послание из далекого прошлого, как будто Фердинанд Йожеф Шмидт хотел сообщить своим русским коллегам нечто секретное и экстравагантное.