«Генный препарат» помог лабораторным крысам восстановиться после повреждений спинного мозга

Исследования ученых из Казанского федерального университета показали, что лекарство с содержанием двух генов способен восстановить двигательные функции у крыс.

Исследования ученых из Казанского федерального университета показали, что лекарство с содержанием двух генов способен восстановить двигательные функции у крыс, пишет портал EurekAlert! со ссылкой на сайт университета. После нескольких месяцев лечения у грызунов заработали ранее парализованные конечности.

Повреждения спинного мозга приводит к тому, что вокруг места травмы образуется рубец соединительной ткани. Это, в свою очередь, нарушает дальнейший рост аксонов – отростков нервных клеток, по которым проходят нервные импульсы. Задача ученых заключалась в том, чтобы замедлить рост рубца и стимулировать регенерацию аксонов.

С этим могут справиться два гена: VEGF и FGF2. Первый нормализует кровоток после травм, поддерживает выживаемость нейронов и стимулирует рост сосудов и аксонов. Второй отвечает за работ у соединений – факторов роста, – которые участвуют в заживлении ран и в формировании нервных волокон.

Спинной мозг крыс, участвующих в исследовании, был поврежден в определенном месте – так, что грызуны потеряли чувствительность в задних конечностях. Животных разделили на две группы: одну лечили с помощью нового препарата, другая восстанавливалась без врачебного вмешательства.

Грызуны из последней – контрольной – группы несколько восстановились через два месяца: им удалось согнуть суставы. Однако они не могли свободно двигаться или держать на лапах вес тела. Тестовая группа, напротив, была в состоянии стоять на всех конечностях, ходить и контролировать движения всех четырех лапок.

Старший научный сотрудник лаборатории, которая проводила исследование, Яна Мухамедшина добавляет: «Помимо этого генного препарата, мы проверили, подходят ли мезенхимальные стволовые клетки для лечения повреждений спинного мозга. Оба результата являются многообещающими. Они показывают, что мы можем восстановить поврежденный спинной мозг даже у таких крупных животных, как свиньи. А в дальнейшем и у людей».

Руководитель Лаборатории генных и клеточных технологий Казанского университета Альберт Ризванов комментирует: «Никаких изменений в человеческой ДНК не будет происходить; оба эти гена уже присутствуют в организме человека. Мы просто вводим дополнительные копии активных генов в организм, причем инъекции нацелены выше и ниже места повреждения. Таким образом, мы модифицируем часть нервных клеток и "программируем" их для ускорения роста и регенерации».

Хотя эти гены присутствуют в организме человека, элемент риска все же существует, полагает Андрей Замятнин, директор Института молекулярной медицины Университета им. Сеченова.

«Эта генетическая конструкция использует регуляторные элементы, которые отсутствуют в организме человека. Их влияние на человека непредсказуемо. Именно поэтому необходимы клинические испытания, чтобы доказать безопасность этого лекарства», – говорит он.

[Фото: Казанский федеральный университет]