Источник иллюстрации: www.cnet.com

Одной из последних новостей уходящего года в области астрономии стало не открытие, а отутствие, зафиксированное космическим телескопом НАСА Хаббл (Hubble): в 2012 году этот телескоп обнаружил на южном полюсе спутника Юпитера Европа, полностью покрытого льдом, потоки пара, извергающиеся на высоту 200 км, а в этом году многократные наблюдения не увидели гейзера. В свое время октрытие этого явления вызвало сильный резонанс, так как показало возможность дистанционного исследования подземных вод, находящихся на спутнике планеты-гиганта. Об этом рассказывает портал Space.

Исследователи с тех пор провели несколько наблюдений при помощи Хаббла за поверхностью Европы: в январе, феврале, ноябре и декабре уходящего года, пытаясь составить более полное описание источника, но они не увенчались успехом. По словам Лоуренца Рота (Lorenz Roth), исследователя из Юго-Западного исследовательского института в Сан-Антонио, астрономы не смогли найти признаков пара над поверхностью спутника. Исследователи из других исследовательских групп также не смогли подтвердить существование горячего источника.

Пересмотр данных наблюдений, накопленных с 1995 по 2003 г., не дали доказательств существования гейзера. Таким образом, вряд ли источник Европы вряд ли сможет сравниться с гейзером, извергающимся из южного полюса Энцелада (Enceladus), спутника Сатурна, говорит Синтия Филипс (Cynthia Phillips), исследователь из Института поиска внеземного разума в Калифорнии (США). Этот источник так же поддерживается за счет подземных вод, сохраняющих тепло. К слову, космический аппарат Кассини (Cassini), который пролетал на Юпитером в 2001 г., также не регистрировал признаков пара над Европой в то время. Об этом сообщил Ларри Эспозито (Larry Esposito) из Университета Колорадо (США), руководитель группы, расшифровывающей данные ультрафиолетового спектрографа Кассини.

Исследования в ультрафиолетовом диапазоне также показывают, что большая часть горячего газа, окружающего Европу, исходит из соседнего вулканически активного спутника Ло, и что атмосфера спутника в 100 раз менее плотная, чем предполагалось.

Но ни одно из этих наблюдений не опровергает сам факт существования гейзера на Европе. По словам соавтора проекта Аманды Хендрикс (Amanda Hendrix) из Института планетоведения в Тусоне (США), если гейзер был активным во время полета Кассини, он мог его не заметить, так как он был слишком низко, чтобы быть обнаруженным ультрафиолетовым спектрометром.

Действительно, ученые не ожидали от гейзера Европы постоянной и интенсивной деятельности. Лоуренц Рот говорит, что с самого начала было понятно, что это переменное явление. Он призвал коллег к терпению, назвав поиск гейзера незавершенным. Работа будет длиться до апреля 2015 года.

Ранее портал Научная Россия писал о другом важном выводе, который сделали астрономы в 2014 году — кометы не были источником воды на Земле.