Флагман космофлота МГУ готов к отправке

В Москве в корпорации ВНИИЭМ журналистам был продемонстрирован Университетский спутник «Ломоносов», полностью собранный и готовый к отправке на космодром «Восточный», где состоится его запуск.

Спутник «Михайло Ломоносов» называют флагманом университетского космического флота. Это седьмой по счету спутник, который запускает МГУ. Все космические аппараты, ранее отправленные в космос, были гораздо меньше по размеру и несли значительно меньшее количество научной аппаратуры. В числе предшественников «Ломоносова» были спутники «Татьяна» и Татьяна-2» — студенческие исследовательские проекты.

Космический аппарат «Ломоносов» — это на порядок более серьезный проект, международная коллаборация, направленная на исследования экстремальных космических явлений в атмосфере Земли, ближнем космосе и Вселенной, например, гамма-всплесков или космических лучей предельно высоких энергий. Кроме того, спутник будет заниматься мониторингом радиационной обстановки и мониторингом опасных объектов в околоземном космическом пространстве совместно с сетью наземных телескопов «Мастер».

«“Ломоносов”— это современная исследовательская орбитальная станция, которая находится на переднем крае фундаментальной науки, — сказал журналистам ректор МГУ Виктор Садовничий. — Это международный проект, в котором участвовали специалисты из США, Германии, Канады и других стран. Это будет первый запуск с космодрома Восточный. Данный спутник предназначен для изучения космического пространства и астрофизических измерений: он будет следить за астероидной опасностью, изучать взаимодействие мощных излучений высоких энергий не из нашей Галактики».

«Ломоносов» состоит из двух конструктивных частей: служебной платформы, в основе которой — платформа космического аппарата «Канопус-В», разработанная в АО Корпорация ВНИИЭМ» и комплекса научной аппаратуры, созданной НИИЯФ МГУ и интегрированной в единый конструктивный модуль. Космический аппарат «Канопус-В» впервые был запущен в космос в 2012 г. Эта конструкция содержит целый ряд комплектующих производства британской компании SST — бортовой вычислительный комплекс, звездные и солнечные датчики, магнитометры и ряд других деталей. На орбиту «Ломоносова» выведет ракета-носитель «Союз-2» с разгонным блоком «Волга».

Журналистам показали огромный стальной контейнер, в котором спутник 3 марта отправится на другой край страны, в Амурскую область на новый космодром. Там его ждут несколько этапов предполетных испытаний и в апреле (организаторы затруднились назвать точную дату) состоится старт. Изначально первый запуск со строящегося гражданского космодрома Восточный был запланирован на 25 декабря 2015 года. Однако строительство проходило с многочисленными задержками, и в октябре 2015 года президент России Владимир Путин перенес первый запуск. Виктор Садовничий отметил, что глава государства Владимир Путин специально предложил не торопиться с этим важным событием, сделать все тщательно для успешности осуществления проекта.

На вопрос корреспондентов о том, застрахован ли запуск «Ломоносова», генеральный директор корпорации ВНИИЭМ Леонид Макриденко ответил, что нет, не застрахован. «Застраховано только причинение вреда третьим лицам в случае аварии ракеты-носителя. Мы считаем “Союз” надежным носителем», — сказал глава корпорации.

Гарантийный срок службы подобных аппаратов и несомой ими аппаратуры на орбите составляет три года. Естественно, в космосе нельзя полностью предвидеть различные повороты событий. Но опыт работы со спутниками дает возможность надеяться на то, что «Михайло Ломоносов» принесет науке много новой информации как о процессах в земной атмосфере, так и о событиях в дальнем космосе, жизни звезд, свойствах космических лучей. Данные, полученные "Ломоносовым", будут доступны мировому научному сообществу, занимающемуся вопросами фундаментальной космофизики, астрофизики, физики атмосферы и многими другими.

виктор садовничий корпорация вниииэм космодром восточный ниияф мгу спутник михайло ломоносов