Стандартный квантовый предел представляет собой ограничение, налагаемое на точность непрерывного или многократно повторяющегося измерения какой-либо величины и следующее из принципа неопределенности Гейзенберга. Согласно ему, невозможно одновременно точно определить положение и импульс. Точное измерение импульса частицы сопровождается неопределенностью в измерении ее координаты, и наоборот.

Ученые из Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли (США) исследовали динамику облака, состоящего из 1200 атомов рубидия, охлажденных до температуры, близкой к абсолютному нулю. Атомный механический осциллятор был заключен в резонатор, представляющий собой оптическую ловушку, образованную двумя стоячими световыми волнами длиной 860 и 840 нанометров.

В своих измерениях исследователям удалось максимально приблизиться к значению стандартного квантового предела. Они сумели измерить силу в 42 иоктоньютона (множитель 10−24), что лишь в четыре раза выше квантового предела.

Исследование позволяет существенно продвинуться в точности прецизионных экспериментов, например связанных с детектированием гравитационных волн.

Фото: Национальная лаборатория Лоуренса в Беркли (Berkeley Lab)