Физики из Германии разработали новые «световые чернила»

В роли «чернил» – органические люминесцентные молекулы, которые наносят на прозрачную пластиковую пленку толщиной менее 50 мкм. Они проявляются под воздействием ультрафиолетового света и «стираются» под инфракрасным светом.

В роли «чернил» – органические люминесцентные молекулы, которые в определенном рисунке наносят на прозрачную пластиковую пленку толщиной менее 50 мкм (тоньше человеческого волоса). Они проявляются под воздействием ультрафиолетового света и «стираются» под инфракрасным светом, сообщается на сайте Технического университета Дрездена. Подробное описание «чернил» дано в журнале Science Advances.

Принцип работы прозрачных «меток» состоит в следующем. В пластиковой пленке присутствует кислород, который крадет энергию света у светящихся молекул. Ультрафиолетовое излучение вызывает химическую реакцию, которая эффективно удаляет O2. В результате люминесцентные молекулы активируются и излучают свет. Когда же на пленку попадает инфракрасный свет, ее температура повышается, а это, в свою очередь, «открывает двери» для кислорода: он легко проникает обратно.

Подобные метки можно изготовить в любом размере. К тому же, стоят они недорого: менее двух евро за квадратный метр пленки с люминесцентными молекулами. На метках можно напечатать штрих-коды, серийные номера или адреса, которые можно прочесть только по требованию. Кроме того, эти невидимые теги могут вывести безопасность документов и защиту от подделок на совершенно новый уровень.

[Фото: M. Gmelch and H. Thomas, TU Dresden]