Финал Международного химического турнира в МГУ имени М. В. Ломоносова

На химическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся финал Международного химического турнира (IChTo-2019). В турнире приняли участие школьники из 9 стран: Россия, Сингапур, Таиланд, Венгрия, Иран, Румыния, Сербия, Черногория и Польша. До финала дошли три команды: «Nus H» из Сингапура, «Hungarian team red» из Венгрии и «In Our Elements» из Сербии. Оценивало участников международное жюри — аспиранты и преподаватели химического факультета МГУ, представители Кембриджского университета, Ягеллонского университета (Польша) и Mahidol Wittayanusorn School (Таиланд). Победу в турнире одержала венгерская команда. Главная цель мероприятия — показать юным химикам примеры настоящей научно-исследовательской работы и задач, которые стоят перед учеными.

Международный химический турнир проходит ежегодно на базе химического факультета МГУ с 2017 года. Организаторы соревнования — выпускники, аспиранты и студенты Московского университета. Предшественники сегодняшнего интернационального мероприятия — Московский химический турнир 2011 года и Межрегиональный химический турнир 2013 года.

Три сильнейшие команды в финале турнира представили решения исследовательских задач, над которыми они работали на протяжении нескольких месяцев. Химические головоломки для школьников составили сотрудники МГУ и магистры Университета Кембриджа.

Юным химикам предстояло не только решить задачу, но и достойно оппонировать сопернику, подготовить рецензию на выступления докладчиков и оппонентов других команд.

«В турнире три активные роли: докладчик, оппонент и рецензент. Докладчик должен с научной точки зрения корректно и оригинально решить задачу, придумать ее верную модель, убедить всех своей грамотной постановкой речи и структурированной презентацией в правильности решения. Оппонент пытается найти недостатки в решении докладчика. Рецензент — это помощник жюри, которой выносит вердикт от имени участников», — рассказал организатор турнира и научный сотрудник МГУ Евгений Анохин.

«Problem set» турнира состояла из 12 задач открытого типа. В интересном с точки зрения нанотехнологий задании «Истирание веществ» участники должны были предложить такую смесь, которая по мере перетирания будет несколько раз изменять свой цвет на контрастные цвета.

В рамках задания «Распад и синтез» школьники предложили примеры «ядерного» неорганического или органического синтеза, которые трудно или невозможно осуществить иначе.

Задание «Умная упаковка» заключалось в изобретении разумной упаковки для продукта питания, который изменит свой цвет при химических изменениях в продукте.

И, как показало одно из заданий, не только в серии книг о Гарри Поттере важная часть приготовления зелья — это направление перемешивания. Результат химической реакции тоже зависит от способа перемешивания.

«У турнира нет цели решить все проблемы мировой промышленности. Мы стремимся поставить научную задачу, которая не имеет однозначного решения. В итоге побеждает лучший научный подход к проблеме. Есть задачи и без возможного решения. Участники должны найти и обосновать решение либо доказать, что его нет. Этой открытостью задания приближены к современной научной деятельности ученых», — рассказал старший преподаватель СУНЦ МГУ и организатор  Глеб Алешин.

Химия давно перестала быть способом соединить два элемента в молекулы. Это серьезная и разноплановая наука. И такие турниры учат понимать эту науку глубже и со всех сторон.

Фотографии предоставлены пресс-службой химического факультета МГУ