В Европейском союзе сельскохозяйственные культуры и продукты питания, созданные с использованием методов редактирования генов, будут подчиняться тем же правилам, что и генетически модифицированные организмы, – пишет Nature.

Минусы уравнения

Решение, вынесенное Судом Европейского Союза (Court of Justice of the European Union) в Люксембурге, является серьезным препятствием для сторонников генетически модифицированных культур, в том числе для многих ученых. Они надеялись, что организмы, созданные с использованием новых, более точных технологий редактирования генов, таких как CRISPR-Cas9, будут освобождены от существующего европейского законодательства, которое ограничило высадку и продажу генно-модифицированных культур.

Вместо этого суд постановил, что культуры, созданные с использованием этих технологий, будут подчиняться Директиве о генетически модифицированных организмах 2001 года. Этот закон фактически наложил мораторий на ГМО. Он подразумевает, что ГМ-продукты могут импортироваться в страны Евросоюза и там реализовываться, только если они будут одобрены Европейским агентством по безопасности продуктов питания. После этой директивы многие страны-участницы ЕС предпочли отказаться от производства и продажи ГМО. Директива почти 20-летней давности была разработана для более старых методов генетического редактирования, и сегодня она является большим препятствием для разработки ГМ-культур по усовершенствованным технологиям.

«Это важное решение, и это очень жесткое решение, – считает Кай Пурнхаген (Kai Purnhagen), юрист из Вагенингенского университета и научно-исследовательского центра (Wageningen Universiteit en Researchcentrum) в Нидерландах, который специализируется на европейском и международном праве. – Это означает, что каждому продукту, созданному по технологии CRISPR-Cas9, нужно будет пройти долгий процесс утверждения Европейского Союза».

Скорее всего, это перекроет дорогу инвестициям в исследования европейских ученых в области растениеводства с использованием новых инструментов генетического редактирования. Бизнес попросту потеряет интерес к этой сфере.

Найджел Хэлфорд (Nigel Halford), селекционер с Ротамстедской опытной станции (Rothamsted Research, Великобритания), называет решение суда «чрезвычайно неутешительным». «Это настоящий удар под дых», – говорит он и добавляет, что ученые по-прежнему будут использовать методы редактирования генов в своих исследованиях по выращиванию сельскохозяйственных культур, но он сомневается, что у компаний в Европе будет большой аппетит к их развитию: «Они не будут инвестировать в технологию, у которой, по их мнению, не будет коммерческого применения».

В этом уверен и Стефан Янссон (Stefan Jansson), специалист по физиологии растений из Университета Умео (Швеция): знак равенства между ГМО и CRISPR-продуктами в законодательстве может легко снизить интерес к новым исследованиям. Директива затрагивает деятельность ученого напрямую. Янссон разработал «CRISPR-капусту», которая росла в его домашнем саду и которую он сам потреблял. «Вчера я сделал фотографию капусты, и на следующий день после решения суда снова ее сфотографировал. Фотографии не отличаются друг от друга: это все то же растение. Вчера оно не относилось к ГМО, а теперь – относится. И что с этим теперь делать – очень любопытно».

А вот экологическая организация «Друзья Земли», напротив, не была растеряна, а аплодировала решению суда. Она призывает взять все ГМО-продукты под строгий контроль, постоянно оценивать их безопасность, воздействие на окружающую среду и маркировать их.

Надежда есть

В директиве 2001 года есть лазейка: мораторий не распространяется на те организмы, чьи геномы были модифицированы с помощью таких методов мутагенеза, как, например, облучение. То есть тех, которые вносят изменения в ДНК организма, но не добавляют чужой генетический материал.

В 2016 году правительство Франции обратилось в Суд Евросоюза с просьбой пересмотреть эту директиву, так как появились новые методы модификации генов растений. Например – CRISPR-Cas9. Подобные методы, как утверждают многие селекционеры, следует рассматривать как мутагенез, поскольку они могут включать изменения в ДНК, а не вставлять чужие гены. В таком случае их можно освободить от действия директивы. Но люди, выступающие против ГМ-продуктов, настаивают на том, чтобы любая технология, которая вызывает изменение в результате редактирования генов, попадала под эту директиву.

В своем решении суд определил, что под действие закона не попадают только те методы мутагенеза, которые были открыты до 2001 года. А все организмы, созданные с использованием методов, разработанных после 2001 года, включая редактирование генов, не освобождаются от этой директивы.

Но надежда еще остается. Если ученые смогут доказать, что новые технологии редактирования генов настолько же безопасны, как и облучение, они смогут получить «вольную» для следующих работ с CRISPR.

[Фото: Nature]