Международная команда астрономов, возможно, обнаружила первый пример почти лобового столкновения двух массивных миров в другой планетарной системе, которая находится на расстоянии примерно 2000 световых лет от Земли, пишет портал Science News.

Открытие произошло случайно, когда исследователи наблюдали звезду Кеплер 107, впервые описанную в 2014 году, чтобы определить массу каждой из четырех планет, которые вращаются вокруг звезды. Оказалось, что две ближайшее к звезде планеты, каждая примерно в 1,5 раза больше Земли, имеют совершенно разные массы, сообщает команда в журнале Nature Astronomy. Анализ массы и размера каждой планеты также показал, что плотность Кеплера 107c примерно в два раза выше, чем у Кеплера 107b. Это говорит о том, что у Кеплера 107c большое, богатое железом, ядро, похожее на ядро Меркурия, ближайшей к Солнцу планеты.

Теория предполагает, что планеты обычно образуются из скопления газа и пыли, циркулирующих вокруг молодой звезды. Более плотные, каменистые планеты должны образовываться ближе к звезде, потому что тяжелые элементы, такие как железо, не рассеиваются так же легко, как более легкие элементы: например, водород и гелий. Кеплер 107c, однако, является исключением из правила. «Он находится дальше от своей звезды [чем Кеплер 107b], но он массивнее, – объясняет Эрик Лопес (Eric Lopez), астрофизик из Центра космических полетов Годдарда НАСА. – Это немного странно».

Лопес и его коллеги рассмотрели несколько возможных объяснений феномена Кеплера 107с. Одно из них состоит в том, что экзопланета сформировалась ближе к своей звезде и затем отошла «на задний план». Однако это все равно не давало ответа на вопрос, почему эта планета массивнее своего тезки 107b. Вариант, на котором остановились ученые, звучит так: Кеплер 107с образовался в результате сильного столкновения двух тел, каждое из которых примерно в 10 раз массивнее Земли. Подобные катаклизмы ранее помогли объяснить некоторые из самых больших загадок Солнечной системы: как образовалась луна или почему Уран вращается вокруг своей оси «лежа на боку». Но убедительных доказательств таких событий, происходящих за пределами Солнечной системы, на сегодняшний день мало.

Компьютерное моделирование показало, что столкновение двух больших каменных тел с железными ядрами, составляющими 30% их массы, может создать одну планету, которая почти на 70% состоит из железа – возможно, как и у Кеплера 107c. Предполагается, что большая часть оставшегося материала должна испариться во время столкновения.

[Фото: NASA / Science News]