Крупные вузы больше ориентированы на науку, при этом лишь для 18% вузовских подразделений научная деятельность является основной. Активнее вкладываются в науку государственные вузы. Таковы результаты исследования, которое провели сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках проекта Мониторинга экономики образования  в 2020/2021 учебном году. В основу исследования легли результаты опороса руководителей подразделений вузов. Цель — изучить научный потенциал российских учебных заведений, говорится в сообщении пресс-службы НИУ ВШЭ.

В исследовании приняли участие 1526 структурных подразделений российских вузов, в том числе научно-исследовательские университеты. О научной деятельности рассказали деканы факультетов, заведующие кафедрами, директора институтов, центров, лабораторий и др.  

Авторы исследования приводят следующие ключевые выводы:

Крупные вузы больше ориентированы на науку: в организациях с численностью занятых свыше 3.5 тыс. человек исследования и разработки проводили 94.5% подразделений, в то время как в вузах, где работают менее 300 человек, — 86.4%. При этом государственные вузы активнее вкладываются в науку: в государственных учебных заведениях исследования и разработки проводят 93.1% структурных подразделений, в негосударственных — 88.5%.

Из более чем 1.5 тыс. подразделений российских вузов, руководители которых приняли участие в исследовании, лишь для 18% вузовских подразделений научная деятельность является основной. Каждый второй вуз совмещает науку с образовательной деятельностью, и около трети выполняют исследования эпизодически, в первую очередь ориентируясь на обучение студентов и аспирантов. 

Научные сотрудники выполняют исследовательские работы всех типов: свыше 75% имеют опыт реализации прикладных исследований, почти половина (48%) — фундаментальных. Около 40% ведут экспертно-аналитическую работу, 30% имеют опыт выполнения экспериментальных разработок.

Научные исследования чаще всего финансируются из государственных грантов. Подразделения, для которых научная деятельность является основной, работают по заказам российских компаний. Те вузы, у которых в приоритете обучение студентов, финансируются из средств поддержки исследований, реализуемых самими университетами. 

Средний доход от выполнения вузовскими подразделениями научно-исследовательских работ для сторонних организаций в 2019–2020 гг. составлял 8,5 млн руб. в год. Лишь 4,2% из них зарабатывали свыше 50 млн руб.

Цифровизация заметно повлияла на определение повестки и практики проведения научных исследований вузов. Большинство опрошенных отметили расширение возможностей сбора и анализа данных (87,2%), рост эффективности коммуникаций в научной среде (80,2%). Позитивно оценили влияние цифровизации на качество выполняемых исследований вузы, для которых научная деятельность является основной.

А вот состояние научного оборудования в вузах оставляет желать лучшего: четверть руководителей научных подразделений сообщили об использовании устаревшего оборудования, современным требованием отвечают лишь 22.1% научных лабораторий. В научно-образовательных и образовательных подразделениях этот процент ниже. 

Повышению результативности вузовской науки препятствует недостаток навыков, необходимых для передовых исследований. Каждый третий руководитель заявил, что сотрудники подразделения владеют средним уровнем навыков работы с современным оборудованием, такую же оценку получили способности находить практическое применение научным результатам.  

Еще одна проблема — отсутствие возможности развивать кадровый потенциал. Каждый четвертый руководитель, который за последние два года не нанимал новых сотрудников, отметил необходимость в кадрах, но отсутствие финансовой возможности их нанять.

Виновником низкого кадрового развития также стал невысокий уровень оплаты труда. Каждый пятый руководитель считает, что заработная плата сотрудников не обеспечивает условия выполнения должностных обязанностей без поиска дополнительных источников доходов. 

Мониторинга экономики образования (МЭО) — исследовательский проект Высшей школы экономики, реализуемый с 2002 г., в рамках которого ежегодно проводятся социологические и статистические опросы, охватывающие все уровни образования. Координатор проекта — Центр статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Источник: пресс-служба НИУ ВШЭ.

Фото на странице: Алтайский государственный университет