Ученые из Университета Базеля, Египетского музея в Каире и Института эволюционной медицины Университета Цюриха исследовали деревянный протез большого пальца ноги. Находку, возраст которой насчитывает около 3000 лет, обнаружили в женской гробнице некрополя Шейх-абд эль-Курна вблизи от Луксора. По всей вероятности, это самый древний протез в истории человечества. Об этом сообщает сайт Университета.

Ученые исследовали деревянный палец, прикрепленный ремешками к ступне мумии, используя современные методы микроскопии, рентгенографии и компьютерной томографии. Результаты показали, что палец несколько раз переделывали, чтобы он лучше подходил к ноге своей владелицы — дочери жреца, а это значит, что он использовался при ходьбе, а не был приделан к ноге мумии после смерти хозяйки. Также ученым удалось более точно установить, какие материалы и технологии применялись для его изготовления.

Искусственный палец с аккуратно вырезанным ногтем служит свидетельством высокого мастерства изготовившего его ремесленника. А тот факт, что протез был сделан с величайшим вниманием к деталям, говорит о том, что его владелица высоко ценила его естественный вид и комфорт в ношении.

Протез был найден в разграбленной могиле, находящейся в основании более древней гробницы некрополя Шейх-абд эль-Курна к западу от Луксора. В этом некрополе древние египтяне хоронили знатных людей. Древнейшие могилы Шейх абд эль-Курна датируются началом второго тысячелетия до нашей эры.

Ученые из Университета Базеля изучают это древнее кладбище с 2015 года.

[Фотография: University of Basel / Matjaž Kačičnik]