Палеонтологи обнаружили в уезде Юаньянь в провинции Хубэй (Китай) две новые окаменелости морской рептилии Eretmorhipis carrolldongi, которые сохранили черепа животных. Выяснилось, что у древнего существа были крохотные глаза, поэтому рептилия, скорее всего, охотилась вслепую, на ощупь, пишет Science News со ссылкой на Scientific Reports.

E. carrolldongi – рептилия раннего триаса: она жила около 250 миллионов лет назад. Вид относится к хупезухиям (Hupehsuchia) – отряду рептилий, который входит в группу ихтиозавроморф (Ichthyosauromorpha) – как и ихтиозавры. Эти хищные морские позвоночные появились вскоре после массового пермского вымирания, которое произошло примерно 252 миллиона лет назад.

У всех хупезухий, как правило, были длинные хвосты, перепончатые конечности и бронеподобные костные пластины на спине. E. carrolldongi во многом похож на своих собратьев: его спину, к примеру, тоже покрывали костные пластины. А вот передние и задние лапы у E. carrolldongi, в отличие от других хупезухий, были с пальцами. Такие «веерообразные» плавники придают ему мимолетное сходство с утконосом. Недавно обнаруженные окаменелые образцы с сохранившимися черепами животных раскрывают еще одну общую черту, которая объединяет древнего пловца с современным утконосом: очень маленькие глаза.

У существа также была маленькая голова. Ученые предполагают, что оно, вероятно, не использовало слух, чтобы добыть корм, учитывая проблему локализации звука в воде. Хеморецепция – механизм, который используют, например, змеи, – также маловероятна, замечают ученые. Предполагается, что E. carrolldongi использовал тактильные сигналы, получая их через волосковые клетки – рецепторы слуховой системы и вестибулярного аппарата у позвоночных. Эти сверхчувствительные передатчики могут помочь животному следить за движением добычи. Ученые также не исключают возможность электрического приема, при котором хищники ощущают электрические поля, создаваемые движущейся добычей. И это было бы еще одной общей чертой с утконосом, которые также используют электрорецепцию.

Исследование проводили китайские, американские и итальянские ученые под руководством Рёсукэ Мотани (Ryosuke Motani) из Калифорнийского университета в Дэйвисе (США).

[Изображение: L. CHENG ET AL / SCIENTIFIC REPORTS 2019 / SCIENCE NEWS]