Ученые из исследовательского центра палеонауки Университета Новой Англии, Университета Аделаиды, Южно-Австралийского музея и Музея естественной истории (Великобритания), обнаружили, что у радиодонтов, древних глубоководных существ, около 500 миллионов лет назад развились сложные глаза, адаптированные к тусклому свету на морском дне. Исследование поддерживают идею о том, что зрение сыграло решающую роль во время кембрийского взрыва – периода в истории эволюции, когда появилось большинство организмов. Новость появилась на сайте Университета Аделаиды. Выводы ученых опубликованы в журнале Scientific Advances.

Радиодонты – группа вымерших морских членистоногих, которые доминировали в океанах около 500 миллионов лет назад. Многие виды имеют схожее строение тела, состоящее из головы с парой больших сегментированных придатков для захвата добычи, круглой пасти с зазубренными зубами и туловища, похожего на туловище кальмара. Некоторые радиодонты жили на глубине до 1000 метров и развили большие сложные глаза, чтобы адаптироваться к недостатку света в экстремальной среде.

«Когда возникли сложные зрительные системы, животные могли лучше чувствовать свое окружение, – объясняет Джон Патерсон, профессор исследовательского центра палеонауки Университета Новой Англии. – Это могло способствовать эволюционной гонке вооружений между хищниками и добычей. Способность видеть стала движущей силой эволюции и помогла сформировать биоразнообразие и экологические взаимодействия, которые мы наблюдаем сегодня».

Изучить органы зрения радиодонта ученые смогли благодаря окаменелым останкам, которые были найдены в сланце Эму-Бэй на острове Кенгуру в Южной Австралии. Глаза принадлежат Anomalocaris' briggsi – радиодонту нового рода, который еще не получил официального названия. Большие глаза Anomalocaris' briggsi предполагают, что он мог видеть в очень тусклом свете на глубине, подобно ракообразным амфиподам, типу существ, похожих на креветок, которые существуют сегодня.

[Иллюстрация: KATRINA KENNY]