3D-сканирование загадочной окаменелости показало, что животное Tullimonstrum gregarium, жившее около 300 миллионов лет назад, является беспозвоночным, сообщает Токийский университет. К какому именно типу беспозвоночных он относится – еще предстоит определить. Выводы палеонтологов представлены в журнале Palaeontology

Талли (Tullimonstrum gregarium) – древний морской обитатель, который жил примерно 300 миллионов лет назад. В среднем он достигал в длину 15 сантиметров. Его странная анатомия уже более полувека ставит палеонтологов в тупик.

В отличие динозавров с их костями и существ с твердым панцирем, которые часто находят в виде окаменелостей, чудовище Талли было мягкотелым. Его останки были найдены в ископаемых пластах Мазон-Крик (Mazon Creek Lagerstätte). Это одно из немногих мест в мире, где условия были как раз подходящими для того, чтобы отпечатки этих морских животных можно было детально запечатлеть в подводном иле, прежде чем они успеют разрушиться.

Одни исследователи считают, то  существо было позвоночным, похожим на круглоротых (бесчелюстных рыб, таких как минога и миксина), другие выдвигают гипотезу о том, что все-таки Талли был беспозвоночным. Теперь команда из Японии провела 3D-сканирование окаменелых образцов животного и нашла доказательства в поддержку последней гипотезы.

«Наиболее важным моментом является то, что у монстра Талли была сегментация в области головы, которая простиралась от его тела. Эта характеристика не известна ни в одной линии позвоночных, что предполагает родство с беспозвоночными», – цитируют авторов работы в пресс-релизе.

Команда изучила более 150 окаменелых образцов Талли и более 70 других разнообразных окаменелостей животных из Мазон-Крик. С помощью 3D-лазерного сканера они создали трехмерные карты окаменелостей с цветовой кодировкой, которые показали крошечные неровности, существовавшие на их поверхности, за счет изменения цвета. Рентгеновская микрокомпьютерная томография (которая использует рентгеновские лучи для создания поперечных сечений объекта, чтобы можно было создать 3D-модель) также использовалась для изучения его хоботка (удлиненного органа, расположенного на голове). Эти 3D-данные показали, что признаки, которые ранее позволяли относить Талли к позвоночным, на самом деле не соответствовали признакам позвоночных.

[Иллюстрация: Takahiro Sakono, 2022.]