Древнее копытное имело в черепе «вувузелу»

S-образная полость в черепе ископаемого родственника антилоп гнуRusingoryx atopocranion позволяло ему издавать уникально низкие звуки, чтобы переговариваться и отпугивать врагов.

Изогнутая полость в черепе ископаемого родственника антилоп — Rusingoryx atopocranion — позволяла ему издавать уникально низкие звуки, нужные, чтобы переговариваться и отпугивать врагов. Такое открытие сделали палеонтологи из Австралии и США, под руководством Хэйли О`Брайена (Haley D. O`Brien) из университета Огайо и Тайлера Фейта (J. Tyler Faith) из университета Квинсленда. Результаты их исследования, опубликованные в журнале Current Biology, пересказывает сайт журнала Science.

Ископаемые останки Rusingoryx atopocranion были обнаружены на острове Русинга на озере Виктория (Кения) еще в 1983 году. Анализ показал, что их возраст составляет от 40 до 285 тыс. лет. Палеонтологи нашли останки как взрослых особей (которые были размером с современную антилопу гну), так и молодняка.

Компьютерная томография черепов этих вымерших копытных, которую сделала американо-австралийская команда, показала, что в их черепе есть S-образная костяная трубка, которая, как показала компьютерная реконструкция, позволяла им издавать звуки частотой от 248 до 746 Гц, что эквивалентно звуку вувузелы — рожка, в который дудят на стадионах во время игр футбольные болельщики.

Если учесть также вклад мягких тканей горла и гортани, можно предположить, что частота издаваемого Rusingoryx atopocranion звука могла падать ниже 20 герц. Это на пределе человеческого слуха и, что более важно, не слышно для большинства обитающих в африканской саванне крупных хищников. В то же время, такие звуки могли разноситься на расстояние до 10 километров.

Таким образом, столь необычные «вокальные способности», по-видимому, позволяли древним антилопам переговариваться друг с другом на больших расстояниях и при этом не привлекать внимание хищников.

Интересно, что ни у одного вида млекопитающих, известных науке — как ныне существующих, так и вымерших — подобного приспособления нет. Зато подобные «вувузелы» находили в черепе некоторых динозавров. Видимо, они тоже использовали их для «секретной дельней связи» с собратьями.

Напомним, недавно вышло еще одно интересное исследование, связанное со звуками, которые издают животные. Выяснилось, что корабельные двигатели могут заглушать «разговоры» косаток, шумя на той же частоте.

rusingoryx atopocranion кения палеонтологические находки